Прежде фестиваль начинался неспешно, церемония открытия была проста и привычна: то шествие театров по городу, то представление всех участников фестиваля на Кремлёвской площади. Открытие предыдущих двух-трёх фестивалей проходило в Консисторском дворе, что придавало некоторую келейность церемонии. В этом году фестиваль начался на Кремлёвской площади спектаклем, напомнившим нам о том, что происходило в стране за последние 20 лет. Постановщиком спектакля был художественный руководитель студии «SounDrama» Владимир Панков. До сих пор вологжане спорят об этом зрелище. Кому-то больше по душе традиционные церемонии, когда всё понятно, нет надобности включать воображение, оставляя душевные силы на просмотр фестивальных спектаклей. Необычное открытие не прошло незамеченным даже теми, кто не был в тот вечер на Кремлёвской площади. Заснятое на видео, он стало предметом обсуждения в интернет-блогах, среди тех, кто прежде не особенно и интересовался театром. Такой звучный начальный аккорд фестиваля «Голоса истории» задал высокую планку для всех фестивальных спектаклей.

На удивление мало было в афише фестиваля спектаклей с историческими героями. Это, конечно, и кризис жанра, и более пристальный интерес современного театра к личности ничем в истории не отмеченной, но, тем не менее, для истории – города, региона, страны, а, может быть, и мира – очень значимой. Это продолжение той тенденции, которая находит отражение в массовом интересе к своей родословной.

Отсутствие современных пьес на исторические темы замечено и Министерством культуры РФ. По его инициативе в дни фестиваля проходила лаборатория драматургов и режиссёров, где были представлены пьесы молодых авторов. Артистам вологодских театров была предоставлена возможность поучаствовать в читках этих пьес. Это был своего рода предварительный просмотр новых пьес или, как сейчас модно говорить, «превью». Не всё устроило участвующие в читках стороны: кому-то показалось излишним следовать в пьесах языку улиц, кто-то ещё раз убедился в том, что лучше классиков не напишешь. И всё же опыт такого сотрудничества скорее положительный, чем никакой. Это значит, что проблема не только поставлена, но и ищутся пути её решения.

10-й фестиваль был посвящён 65-летию Великой Победы. Можно было ожидать обилия спектаклей на военную тему. Но этого не произошло. Наверное, потому, что практически нет новых пьес о Великой Отечественной войне, а может быть и от того, что театры стали более свободны в выборе репертуара. Нет идеологического диктата, что ещё совсем недавно обеспечивало массовость появления юбилейных спектаклей. Поэтому и посвящение фестиваля по большей части выглядело формальностью, данью традиции посвящать фестивали знаменательным датам, которая постепенно сходит на нет.

Впервые в афише фестиваля был моноспектакль. Его показал гость из США Рональд Ренд. Много лет он изучает творческое наследие Станиславского, считая его систему единственно верной для обучения актерской профессии. С дотошностью, свойственной скорее кабинетному учёному, чем актёру или режиссёру, Рональд Ренд составил подробную таблицу, в которой отражены все элементы системы Станиславского. Эта систематизация позволяет ему не только следовать заветам основоположника, но и вести многочисленные курсы в американских университетах. Спектакль Ренда называется «Искусству быть! Гарольд Клурман: жизнь полная страсти». Он и автор композиции, и исполнитель. Вспоминая своих учителей, великих актёров с которыми ему пришлось встретиться на жизненном пути, исполнитель сообщает немало подробностей закулисной жизни американского театра. Жаль только, что местом для показа спектакля была выбрана малая сцена драматического театра, где не так много может разместиться зрителей. Поэтому для большинства зрителей и участников фестиваля спектакль существует лишь в пересказах тех немногих, кто его видел.

Дожди и комары были милостивы к фестивалю. Даже ураган лишь чуть задел фестиваль. Спектакль Минусинского театра в день урагана был прерван не более чем на полчаса. Никто не мог предполагать, что ситуация, ставшая сюжетом для одного из сериалов, воплотится в реальности: водитель фуры заехал навестить родственников в деревню и там «завис», предпочтя родственное гостеприимство служебному долгу. «Несчастье» постигло БДТ, но от этого всё-таки выиграли мы – зрители: можно было более чётко увидеть мастерство актёров.

Один из театров не досчитался актёра, который, как рассказывают, собираясь в Вологду, сел не на тот поезд и уехал едва ли не в обратном направлении. Благодаря этому курьёзу спектакль этого театра, который шёл поздним вечером, пришлось сокращать, чему зрители несказанно были рады.

А вот «Ведогонь-театр» нашёл выход из положения. У них тоже не доставало одного актёра в спектакле «На дне». Актёр вологодского театра для детей и молодёжи Илья Греднев ввёлся в этот спектакль, благо роль Татарина ему хорошо знакома: он её играет в родном театре. Актёрский ансамбль от этого нисколько не пострадал, а по-моему, даже выиграл.

Жаль, что в итоговом протоколе жюри не отметило ни одной роли. Говорят, не запланировано было. Я предлагаю своих победителей. Это А. Власова из Кудымкара (роль Александры в спектакле "Саня, Ваня, с ними Римас") и А. Ганичев (роль Кольки в спектакле «Ночевала тучка золотая» национального молодёжного театра из Уфы). Готовимся к новому фестивалю.

Алексей Сальников, театровед

Теги: Голоса истории

Новости по теме