В ней приняли участие заместитель министра культуры РФ Екатерина Чуковская, первый заместитель Губернатора Вологодской области Иван Поздняков, глава города Вологды Евгений Шулепов, директор фестиваля Игорь Лысенко, программный директор фестиваля Игорь Гуськов, председатель жюри Сергей Бодров, член жюри актер Алексей Гуськов, руководитель социальных проектов и программ акционерного общества «Северсталь» Наталья Поппель.

Только что закончился фестиваль «Голоса истории», стоило ли делать два таких масштабных фестиваля так близко друг к другу?

Иван Поздняков: Международный фестиваль молодого европейского кино «VOICES» – это наш первый опыт такого масштабного кинематографического проекта. Может быть, не лучший срок, но настроение у вологжан фестивальное, разогретая потребность в культурных встречах, культурных диалогах, на наш взгляд, способствует, чтобы люди пришли в кинозалы Вологды и Череповца. К тому же привлекает внимание не только афиша фестиваля, но и возможность пообщаться с выдающимися людьми, которые представляют европейское и национальное кино.

Евгений Шулепов: Событие это мировое, мы такое проводим впервые, и для города это очень престижно. К нам приехали деятели кино из 10 стран мира. Вологжане – люди очень неравнодушные к любому виду искусства. Я думаю, они обязательно придут посмотреть эти фильмы.

Фестиваль поднимает престиж города. Мы были год назад в Париже и проводили презентацию Вологды, там присутствовали туристические фирмы. Они не знали такого города, знали Великий Устюг, Кириллов, а Вологду не знали. Мы были очень удивлены этим фактом. В феврале в город приехали корреспонденты европейских СМИ и они за неделю открыли для себя Вологду, и рассказали об этом в своих изданиях, телепередачах. Теперь о Вологде знает вся Франция.

Какова была концепция составления программы фестиваля?

Игорь Гуськов: Первое – ограничений не было никаких. Это доверие нашей команде, которую выбрали город и область. Посыл, который мы хотели заложить в программе – доброе, сердечное, хорошее кино. Дело в том, что это не школа, чтобы давать уроки, ведь когда мы берем в руки книгу, мы хотим быть или потрясены, или увлечены. Разные моменты, которые соединялись в отборе, дали эклектичную конкурсную программу, у нас представлены все жанры. И любая аудитория найдет себе фильм на свой вкус. Единственное, у нас есть на один фильм ограничение – зрители должны быть старше 16 лет, то есть за нравственностью тоже следим. А в целом, мы хотели представить разные возможности современного европейского кино – у нас есть и мелодрамы, и комедии, и артхауз. Кино разное, я бы сказал «вкусное» кино!

Сергей Владимирович, приходилось ли Вам быть в жюри, где нужно было оценивать не российское кино и как вы думаете, насколько программа этого фестиваля удачна?

Сергей Бодров: Я много раз был в жюри, последний раз это был Венецианский кинофестиваль. И я смотрю разное кино, в том числе и зарубежное. Программа «VOICES» интересная, согласен, что она эклектичная. Можно сказать, она представляет сегодняшний день кинематографии. И здесь какие-то картины я знаю, видел, какие-то увижу в первый раз. И мы с вами увидим то, что снимают сегодня. А вообще, мне кажется, странно снимать фильм для отдельно взятой страны. Кино изначально родилось как искусство для всех, это интернациональное искусство, кино любят зрители во всем мире. И это счастье для тех, кто делает фильмы. Кино способно выжить, если его смотрят зрители в разных странах.

Все фильмы фестиваля пойдут с титрами, не помешает ли это восприятию картинки, ведь зрителю приходится отвлекаться на чтение субтитров?

Алексей Гуськов: Кино все-таки больше визуальное произведение. И если ты видишь на экране правильный образ, то титры помехой для восприятия не станут, думаю, ничего от этого не потеряется. Сейчас вообще меняется пространство кино, сейчас говорить на своих языках, можно сказать, модно, особенно в европейском кино. Люди хотят слышать носителей языка. Ведь кино вообще – средство коммуникации.

Расскажите о составе жюри?

Сергей Бодров: Французский режиссер Клод Брассер, сегодня приедет польский режиссер Кшиштоф Занусси, Андрей Халпахчи – это директор Киевского международного киевского кинофестиваля «Молодость», здесь присутствующий Алексей Гуськов. Замечательная российская актриса Дарья Мороз приехала, несмотря на свою беременность. С ней мы в прошлом году были в жюри «Кинотавра». У нас подобралась достойная компания, чему я очень рад.

Чего вы ожидаете от этих конкурсных картин?

Сергей Бодров: Я всегда верю в молодежь, жду от нее открытий, по мере возможностей стараюсь помогать. Мы увидим будущее нашего кинематографа.

Расскажите о конкурсе «Я люблю тебя, Вологодчина».

Игорь Лысенко: В первую очередь фестиваль адресован жителям Вологды, и мы нашли возможность сделать небольшой конкурс абсолютно любительских коротких фильмов. И люди до сих пор присылают свои работы. Уже поступило 16 работ. Конкурс открытый – все вологжане смогут проголосовать за понравившийся ролик о городе, вся Вологда и гости фестиваля станут жюри для этих работ. И это добавляет нашему фестивалю такую долю домашности, так как объединяет людей. Мы поставим на Кремлевской площади общедоступный надувной кинозал, где постоянно будут транслироваться работы, присланные на конкурс «Я люблю тебя, Вологодчина». Любой желающий сможет туда зайти посмотреть фильмы и оценить, а потом мы подсчитаем голоса. Это наподобие приза зрительских симпатий. И победителя мы обязательно наградим поездкой во Францию.

Какие дальнейшие шаги помощи будут предприняты со стороны Министерства культуры в этом европейском прорыве – фестивале «VOICES»? Есть ли какой-то алгоритм помощи таким фестивалям, которые продвигают европейскую культуру в российской глубинке?

Екатерина Чуковская: Это первый такой опыт в рамках года Франции в России. Поскольку у Министерства довольно амбициозные планы, мы будем координаторами года Испании и Италии в России в 2011 году. И вполне вероятно, что если этот опыт будет позитивным, ну а это во многом зависит от вас, то я думаю, эта традиция будет продолжаться. Кроме того у нас очень большое количество фестивалей, на которые привозят одни и те же фильмы, ездят одни и те же критики. Поэтому очень нужна такая новая форма мероприятий, как «VOICES», благодаря чему мы сможем сделать для себя какие-то открытия. И то, что это проходит в Вологде, а не в Москве, созвучно еще одной линии Министерства культуры. Давно уже зреет идея сделать так называемую кинокомиссию, во многих странах она уже существует. И дать возможность тем, кто хочет снимать кино, приезжать на такие фестивали, чтобы они смогли почувствовать себя не брошенными. На Канском фестивале была презентация таких первых шагов этих комиссий. Они очень полезны в практическом смысле, может быть напрямую с кино не связаны, но рассказывают, например, где можно получить разрешение на съемки фильма. Контакты на уровне региона будут наиболее полезны в приближении Европы и России.

Ирина Сорокина

Теги: VOICES

Новости по теме