7 июля 2010 года в рамках конкурсной программы Международного фестиваля молодого европейского кино «VOICES» в кинотеатре «Салют» состоялся показ фильма Сергея Лозницы «Счастье мое», который уже успел вызвать широкий резонанс в среде кинокритиков.

Герой фильма Сергея Лозницы – дальнобойщик Георгий (актер Виктор Немец), который теряется на бескрайних просторах нашей родины в безуспешных попытках доставить по назначению несколько мешков муки. Он отправляется в длинное и трудное путешествие по российской провинции. Его грузовик медленно движется к цели, а сам он совершает погружение в мир страха, жестокости и предательства, в результате чего герой меняется коренным образом.

По завершению показа зрители получили возможность задать вопросы режиссеру. Их мнение не было однозначным, и очевидно, что так же, как и на Каннском фестивале, в Вологде этот фильм стал одним из самых обсуждаемых общественностью. Для многих он явился сильным потрясением, откровением, оставившим глубокое впечатление.

– Это Ваш дебют в игровом кино. Почему Вы обратились к такой жестокой теме?

– Эта тема меня беспокоит. Тема не жестокая, а жесткая. Жестоко поступают герои.

– Сейчас Вы живете на Украине?

– Я последние 14 лет снимал документальные фильмы о России. И в основном я жил там, где их снимал: в пространстве между Петербургом и Волгой, Петербургом и Москвой, в основном в провинции. Это меня очень интересовало, поскольку то, что там происходит, мне кажется наиболее важным. Поэтому я немного знаю это пространство.

– С какой целью Вы сняли этот фильм?

– С целью поставить вопрос. Я могу очень просто сформулировать, о чем этот фильм. Это не документальный фильм, это игровая картина. Естественно, это определенная модель пространства. Он говорит, конечно, не обо всей России. А если пространство развивается таким образом, то финал, на мой взгляд – это агрессия, которая заканчивается разрушением. И моя цель была – предупредить.

– Вы много снимали документального кино, значит ли это, что Ваш фильм воспроизводит страшные реалии нашего времени?

– В жизни не всё так ужасно. Это не те ситуации, которые произошли реально. Но есть и те, которые имеют реальную основу. Например, один из эпизодов – это история, рассказанная мне человеком, который горько плакал, вспоминая её. Для него это был горький опыт, он помнил об этом всю жизнь.

– Почему Вы не оставили в фильме надежды? Это страшно, особенно для молодежи.

– Не все произведения искусства содержат надежду. В данном случае я не могу лгать, иначе это не было бы правдой.

– Есть мнения, что Лозница снял фильм в угоду организаторам фестивалей с целью получить максимальное количество призов, и что вы пошли по пути Звягинцева.

– Звягинцев использует элементы Тарковского, это просто элементы стиля. По поводу призов – я спокоен, ведь мои документальные фильмы уже получили всё, что возможно получить.

– Выйдет ли фильм в большой прокат?

– Я приехал на фестиваль в Вологду, был на Кинотавре, в Каннах. Буду стараться представлять его, по возможности. У фильма уже есть российский дистрибьютор. Ограниченный прокат планируется в сентябре.

– Не боитесь ли Вы, что фильм создаст неправильное впечатление о российской глубинке за границей?

– Нет, там совсем по-другому смотрят кино, совсем другой опыт кино. Они воспринимают его как хоррор, хотя и сделанный не по законам этого жанра. Люди не смотрят на фильм как на высказывание политическое, высказывание о стране.

– Почему такое название?

Сначала была другая идея – романтическая история. Когда я её начал писать, она преобразилась, и в итоге получилась иная структура, сценарий. И потом, есть в названии «Счастье мое» ирония, горькая, но ирония.

Наталья Кожевникова


7 июля 2010 года режиссер фильма «Счастье мое» Сергей Лозница и исполнитель главной роли Виктор Немец в пресс-клубе фестиваля «VOICES» рассказали журналистам о работе над картиной и впечатлениях от фестиваля.


На пресс-конференции Сергей Владимирович рассказал, что к созданию фильма шел очень долго: сценарий он написал в 2004 году под впечатлением от своих поездок по России, и затем много лет искал средства для своей первой игровой работы. «Нас очень поддержал наш немецкий продюсер, который значительно вышел за рамки бюджета, практически рискнув своей компанией. Фильм создавался при большом энтузиазме всех, кто работал над картиной».

По мнению режиссера, в кино мелочей не бывает, он уделяет большое внимание как изображению, так и звуку, который писался по большей части непосредственно на площадке. Съемки проходили в небольшом украинском городе Щорс, граничащем с Россией. Оператором фильма стал Олег Муту, на которого режиссер обратил внимание после картин «Смерть господина Лазареску» и «4 месяца, 3 недели, 2 дня».

Сергей Владимирович отметил, что для него диалог со зрителем очень важен: «В Вологде реакция в зрительном зале была очень неоднозначная. Я не могу говорить, какой посыл я хотел донести до вас. Пусть каждый посмотрит, и какой бы ни была реакция, пусть даже болезненная – это хорошо».

Как подчеркнул исполнитель главной роли Виктор Немец, для него важным было оправдать своего героя: «Моя задача – пожалеть его, он потерялся. Он потерял путь в жизни, в итоге не туда свернул. Или ему помогли свернуть. Он жертва, не смог бороться со всем миром. Такое может произойти с любым человеком».

«Здорово, что у вологжан есть возможность смотреть современное европейское кино, – отметил Сергей Лозница. А у гостей фестиваля – узнавать Вологду и приобретать новый опыт».

«А я бы хотел вернуться в ваш замечательный город еще раз пятнадцать, – заметил Виктор Немец, - и желаю «VOICES», чтобы фестиваль стал одним из лучших в Европе».

Анна Клепиковская

Теги: VOICES

Новости по теме