Что может быть прекраснее прошлого? Вопрос-провокация во всех смыслах от режиссера Вуди Аллена рефреном звучит в его новой картине «Полночь в Париже». Ответ каждый зритель, подобно главным героям ленты, ищет сам. Фильм, открывший 64 Каннский фестиваль, был представлен вологжанам 7 октября 2011 года в кинотеатре «Салют».

Перед показом картины зрители смогли принять участие в конкурсах и продемонстрировали свои знания в области французской культуры и мирового кинематографа. Исполнительница Елизавета Омелина подарила гостям кинозала трогательную песню Лары Фабиан «Je t’aime», которая стала отличным музыкальным прологом к фильму.

Голливудский сценарист Гил Пендер, немного рассеянный, чуточку эксцентричный, приезжает в Париж со своей невестой Инес, чтобы провести несколько дней с её семьёй, а потом отправиться обратно - в шикарный новый дом на берегу моря в Лос-Анджелесе. Гил мечтает бросить успешную карьеру и стать писателем. Свой почти законченный роман он посвящает прошлому: главный герой книги работает в антикварной лавке, и вся его жизнь окутана неизменным восторгом перед творениями минувших веков, которые он с любовью коллекционирует. Сам Гил мечтает оказаться в Париже 1920-х годов – времени, в котором жили его кумиры: Хемингуэй, Дали, Фитцджеральд, Буньюэль, Стайн, Элиот, Пикассо… Заманчивое желание, не правда ли? С присущей ему легкой ностальгической улыбкой Вуди Аллен вдруг исполняет мечту незадачливого писателя: часы бьют полночь, и на старинном автомобиле герой попадает на вечеринку, где за пианино оказывается его любимый Коул Портер, и сама Зельда Фитцджеральд знакомит Гила с теми, о встречах с кем он столько грезил.

Так начинается «двойная» жизнь обычного американского туриста в Париже: днем – скучные обеды с меркантильными родственниками и друзьями жены, которые заставляют Гила ходить с ними по музеям и навязчиво, выпячивая свою самовлюбленную интеллектуальность, рассказывают о создании великих шедевров классического искусства, ночью – путешествия в другую эпоху, беседы с Хемингуэем, Фитцджеральдами, Жуаном Бельмонте, Жозефиной Бейкер, знакомство с Гертрудой Стайн, которая согласилась прочитать роман Гила, и, конечно, романтическая встреча с ученицей Коко Шанель – Адрианой (разве может парижская история быть без любви?), которая, кстати, больше всего на свете мечтает оказаться в «La belle epoque» – «Прекрасной эпохе» (конец XIX столетия).

Вуди Аллен в конце фильма вкладывает в уста своего героя следующую фразу: «В каком бы времени вы ни жили, вам всегда будет казаться, что прошлое было намного лучше». При этом всей своей картиной он, казалось бы, демонстрирует, что прошлое действительно куда интересней настоящего: эпизоды эпохи 1920-х годов смотришь с жадностью, трепетом и неослабевающим вниманием, моменты современного времени упускаешь, отвлекаешься на шум в зале и собственные мысли. Именно от этого предостерегает режиссер, говоря о том, что каждый должен сделать свое настоящее таким, чтобы не хотелось убежать от него, чтобы от него было невозможно оторваться.

Фильм Вуди Аллена, пожалуй, смог бы стать заключительной картиной в цепочке лент-признаний в любви Парижу – он включил самые красивые виды французской столицы, подарил легкое настроение, присущее этому городу и его жителям, вдохновил своей счастливой развязкой.

Каждый зритель найдет в картине ответы на вопросы, которые подчас мучают каждого: что есть настоящая любовь, что есть подлинное искусство, что есть истина? И ответы прозвучат вовсе не из уст режиссера, а от признанных классиков, гениев литературы и искусства. А впрочем, как заметил в фильме Эрнест Хемингуэй, правдой всегда будет только то, что пережил ты сам, остальное – лишь иллюзия, и искать ответ на любой вопрос нужно, прежде всего, в своем сердце. Именно так и поступил Гил Пендер, решив остаться в Париже и осуществить свою мечту – выпустить собственный роман.

Юлия Шутова

Теги: Салют

Новости по теме