12+

Премьерный показ фильма «Высоцкий. Спасибо, что живой»

И, улыбаясь, мне ломали крылья,
Мой хрип порой похожим был на вой,
И я немел от боли и бессилья,
И лишь шептал: «Спасибо, что живой!»
В. Высоцкий, «Мой чёрный человек в костюме сером...»

За год до своей смерти, в июле 1979 года, во время концертов в Бухаре Владимир Высоцкий пережил клиническую смерть. Этот эпизод, рассказанный другом поэта его совсем юному сыну Никите, послужил основой для создания фильма «Высоцкий. Спасибо, что живой», премьера которого состоялась в России 1 декабря 2011 года.

Показ долгожданной картины (съемочный процесс занял пять лет) в кинотеатре «Ленком» сопровождался аншлагом. Символично, что такие же аншлаги несколько десятков лет назад в этом зале собирали фильмы с участием Владимира Семеновича.

«Есть два человека, на могилах которых написано просто: на одной – «Чарльз Спенсер Чаплин», на другой – «Владимир Высоцкий». У обоих не было никаких званий, они были просто замечательными артистами. Владимиру Семеновичу повезло, пожалуй, даже больше, чем Александру Сергеевичу Пушкину, потому что голос Пушкина никто из сидящих в зале не слышал, а Высоцкого уже несколько десятилетий слышат все в России и будут слушать ещё долго», – отметил артист Театра для детей и молодежи Владимир Бобров, прочитав стихотворение «Он не вернулся из боя». Солист коллектива авторской песни «Откровение» Кирилл Зубов исполнил «Балладу об уходе в рай», которую можно назвать своеобразным лейтмотивом фильма.

Никита Высоцкий выступил идейным вдохновителем и автором сценария картины, которая спустя долгие годы была реализована режиссером Петром Бусловым. Особые сложности возникли с названием. Первоначальное «Черный человек» поменялось на «Спасибо, что живой» и, наконец, на «Высоцкий. Спасибо, что живой». Названия отсылают зрителя к известному стихотворению Владимира Семеновича «Мой чёрный человек в костюме сером...», которое он сочиняет в фильме, улетая из Бухары.

Актер, сыгравший Высоцкого, до сих пор неизвестен. Его «художественный образ» (определение Н. Высоцкого) был воссоздан с помощью компьютерных технологий. В качестве эскизов использовано около 500 фотографий артиста. Голос принадлежит Никите Высоцкому.

Не секрет, что в последние годы жизни поэт страдал от наркотической зависимости и работал в предынфарктном состоянии. Эти подробности, вынесенные в фильме на первый план, вряд ли станут откровением для тех, кто хоть немного знаком с биографией и творчеством Высоцкого, равно как и то, что за артистом постоянно велось наблюдение. Собирательный образ – полковник КГБ Виктор Михайлович Бехтеев – видит своей целью отправить Высоцкого в тюрьму и, более того, развенчать образ этого великого человека. Но в финальных кадрах картины полковник рвет личное дело Владимира Семеновича, смотря на улетающий самолет. Загадка Высоцкого проста: у него не было образа, он был честен с собой и с людьми. Именно поэтому не поднялась рука у Виктора Михайловича арестовать поэта: он поразил и одновременно покорил его своей прямотой, бесстрашием и признанием своих слабостей.

В фильме есть разный Высоцкий: талантливый артист, заботливый и в то же время немного виноватый перед родителями сын, преданный и добрый друг, измученный жизнью вдали от жены муж, сводимый с ума наркотической «ломкой» музыкант, находящийся в творческом застое поэт… И в то же время в фильме только один Высоцкий: человек, чья линия судьбы была прямой и никуда не петляла, не изворачивалась, как почти у всех, кто находился с ним рядом и был вынужден хотя бы раз солгать, притвориться и предать. И этого Высоцкого будут любить всегда.

Юлия Шутова