23 декабря 2011 года в Центральном выставочном зале Вологодской областной картинной галереи открылась выставка живописи Юрия Соломкина «Опасность и Удовольствие», посвященная 55-летию художника. 

Входя в зал, в котором выставлены работы Юрия Соломкина, сразу попадаешь в некий волшебно-призрачный мир, где все – краски, линии, образы – живет не по правилам реального, до мелочей знакомого нам мира обыденности, а по неведомым законам эфемерного мира сновидений и неясных воспоминаний. Они, эти сны и воспоминания, туманны и неопределенны, однако не дают забыть о себе, возвращаясь снова и снова, всегда в разном обличье, но всегда таинственные, загадочно-тревожные, или, наоборот, полные покоя и тихой радости.

Назвать манеру письма Юрия Соломкина своеобразной слишком легко, и это ни о чем не скажет. Каждый художник, которому есть что поведать миру, своеобразен и неповторим. Но своеобразие Соломкина – особого рода. Для его стиля характерны лаконичность и схематизм эскизов театральных декораций, когда одного намека достаточно, чтобы вообразить и место, и время действия, и его эмоциональную тональность. Некоторые картины чем-то похожи на старинные фрески, случайно обнаруженные на древней стене под слоем штукатурки и бережно открытые в ряде фрагментов, и то, что мы не видим картину целиком, не скрывает от нас ее смысла, а, напротив, делает эту недосказанность еще более значительной. Другие полотна ошеломляют яркостью и невероятным сочетанием цветов – такого светящего синего, например, или прозрачно-желтого, или глухого лилового нет, наверное, больше ни у кого. А темно-бордовое ночное небо над африканской пустыней поражает глубиной и тайной, и ты понимаешь, что такое оно и есть, это далекое небо неведомых краев… Есть картины, напоминающие многоцветную мозаику или лоскутное шитье, но эта многоцветность и пестрота удивительным образом создают ощущение единства и целостности, которое, к слову, относится и ко всей совокупности работ, представленных на выставке «Опасность и Удовольствие»… Стоп! А почему, собственно, она так называется? Попробуем разгадать эту загадку…

Творческое сознание художника не знает границ, ни временных, ни пространственных: в нем гармонично сосуществуют Африка и Италия, Восток и античная Греция, библейская древность и современный город. И вот очень необычная даже для Соломкина картина – «Орфей». Известный сюжет здесь, в отличие от многих других его полотен на мифологические темы, казалось бы, вполне узнаваем. Вот он, божественный музыкант, в отчаянии от потери своей возлюбленной дерзнувший спуститься в мир теней и попытаться вернуть ее. Вот и она, идущая вслед за ним в бессильной покорности року. И чувствуется, что еще мгновение – и он обернется, не выдержав тяжести сомнений и беспокойства, и она исчезнет, растворившись – теперь уже навсегда – в туманной дали небытия… Картина выдержана в темной колористической гамме, глубокий коричневый фон усиливает ощущение тревожности. Внимание приковывают два ярких светлых пятна. Одно из них – одежды Эвридики, которая вот-вот скроется во мгле царства Аида, и тогда, кажется, весь мир покроет темнота безысходности и отчаяния. Но есть и другое светлое пятно – густая зеленая крона груши, полная спелых плодов. Это как намек на дерево познания добра и зла, вкушать от которого человечеству предстоит снова и снова… Но необычность этого полотна не только в игре мифологических ассоциаций, а еще и в том, что вся картина испещрена штампами, вроде тех, которые ставят на ящиках и мешках с грузом, только слова для штампов неожиданные – «DANGER» и «PLEAZURE», «Опасность» и «Удовольствие». И сразу в античный сюжет врываются звуки большого города, в пестром рисунке на платье Эвридики начинает угадываться ярко освещенный квартал – множество разноцветных окон, залитые светом ночные улицы… И сразу становится понятно, что эта картина – не иллюстрация к известному мифу, а осмысление извечно повторяющейся ситуации встречи и расставания… Не в этом ли главное Удовольствие жизни – находить друг друга в пестрой круговерти мира, и не в этом ли главная Опасность – в одно мгновение друг друга потерять?..

Светлана Гришина 


Теги: ВОКГ, Юрий Соломкин

Новости по теме