12+

Открылась специальная историко-художественная выставка «Мира нежные загадки. Образы детства в русском искусстве XIX – начала XX века»

4 марта 2011 года в Шаламовском доме Вологодской областной картинной галереи открылась специальная историко-художественная выставка «Мира нежные загадки. Образы детства в русском искусстве XIX – начала XX века». Эта необычная тематическая экспозиция посвящена размышлениям о детстве художников-классиков как об особом периоде жизни, имеющем непреходящую ценность для каждого человека.

«Сегодня наша задача - показать удивительные, нежные искренние работы, обращенные к миру детства. Многие из них представлены впервые. Темы детства, семьи, любви необыкновенно важны, они являются общечеловеческими, ими живет весь мир», - открывая выставку, отметил директор Вологодской картинной галереи Владимир Воропанов. С особой гордостью он подчеркнул, что экспозиция представляет собой собрание вологодских произведений искусства: «Это живописные и графические работы из коллекции нашей картинной галереи, детские игрушки из запасников Вологодского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, редкие книги из фондов областной универсальной научной библиотеки им. И.В. Бабушкина, а также и ретро-куклы современных мастериц Вологды Марины Туровой, Светланы Беляевой, Александры Румянцевой, Ольги Коржавиной».

Куратор выставки, заведующая отделом русского искусства картинной галереи Любовь Кербут рассказала гостям о том, как постепенно менял образ детства в изобразительном искусстве: «У каждой эпохи свой образ детства. В 18 веке художники изображали детей как маленьких взрослых - в одеждах, соответствующих взрослой моде, в торжественных позах, но в то же время с по-детски кукольными лицами. И лишь в 19 веке художники начинают более пристально вглядываться во внутренний мир ребенка, осознавая его уникальность и неповторимость. Особенно это проявилось в картинах художников-романтиков».

Глаза детей смотрят почти с каждой картины. Это юные дворяне, крестьянские дети, порой это даже сироты. Однако все они обитатели счастливой страны под названием «Детство».

Образам крестьянских детей посвящены представленные в экспозиции произведения русских художников XIX столетия: Виктора Боброва («Вот тебе и батькин обед!», 1824), Карла Лемоха («Пастушок», 1862), силуэты Елизаветы Бём («Девочка во ржи», 1879; «Мальчик с козами», 1879).

Выразителен написанный в 1910-е годы нашим земляком, известным тотемским живописцем Феодосием Вахрушовым костюмированный портрет его маленького племянника. Светлые и лиричные образы детей созданы в виртуозных офортах популярнейшего гравера начала XX века Михаила Рундальцова «Портрет цесаревича Алексея Николаевича» (1915) и «Портрет ребенка в зимней шапке» (1908).

Несколько слов о прекрасной художнице 19 века Елизавете Бём сказала заведующая музеем «Мир забытых вещей» Татьяна Касьяненко: «Елизавета Меркурьевна была талантлива во всех областях. Она рисовала акварели, занималась росписью по стеклу и по дереву, придумывала чёрные детские силуэты, которые очень высоко ценил Илья Репин. И они действительно уникальны».

Особое внимание на выставке уделено детской книге. Ребенок и книга – один самых распространенных сюжетов в детском портрете. Отношение к детской книге менялось с течением времени. На смену назидательным изданиям для детей в XVIII веке в следующем столетии приходят детские книги, журналы и альманахи научно-познавательного свойства, издаются азбуки с картинками, появляется отечественная художественная иллюстрация.

На выставке показаны редкие иллюстрации к сказкам Вильгельма Гауфа «Маленький Мук», «Карлик Нос», «Калиф-аист», исполненные талантливым графиком, мастером акварели Юрием Черкесовым в 1922 году. Нарядное, волшебное игрушечное царство предстает перед взором зрителя в открытках с эскизами костюмов к балету Йозефа Байера «Фея кукол», созданных знаменитым художником театра Львом Бакстом (1903).

Открытие выставки украсили музыкальные выступления учеников детских музыкальных школ №1 и №4.

Подготовила Юлия Шутова,
фото Ирины Сорокиной