Старинной музыки звучанье

Окунуться в прошлое, услышать мелодии XVIII – XIX веков, почувствовать атмосферу того удивительного времени помог концерт «Музыка при дворе российских императоров», который прошел 27 марта 2011 года в Вологодской областной филармонии. Ведущая программы Наталия Энтелис рассказала об интереснейшем периоде истории русской музыки, когда на пересечении европейских влияний и самобытной русской интонации рождалась новая музыкальная культура.

Российские самодержцы были людьми разносторонне образованными, поклонниками музыки и театра. Они следили за событиями музыкальной жизни Европы и были законодателями музыкальной моды своей страны. Вологжанам представилась редкая возможность услышать сочинения, радовавшие русских монархов на заре формирования национальной композиторской школы. Московский ансамбль старинной музыки «Laudes» исполнил вокальные и инструментальные произведения русских композиторов XVIII века, а также европейцев, приглашенных в Россию в качестве «сочинителей музыки» и оказавших большое влияние на формирование музыкальных вкусов русского двора.

Петр I размашисто и смело насаждает культурные привычки, начинает насильно, как бритье бород, вводить культурный досуг. И знаменитые Петровские ассамблеи есть не что иное, как школа культурного досуга, причем император по демократизму своему совершенно не отделяет удовольствий двора от удовольствий городских. Совершаются поездки в Европу, оттуда привозят музыкальные инструменты. Музыканты нужны российскому двору с утра и до ночи, нужны духовые оркестры для армии. Приглашаются музыканты из-за границы, а туда отправляются на обучение наши люди. Начинается обучение нотной грамоте, так называемому «партесному» пению при монастырях и больших соборах. И сам концерт как таковой пришел к нам именно в XVIII веке, до этого пели просто за каким-нибудь занятием.

Самым первым произведением, что исполнил ансамбль «Laudes», стала концертная симфония си-бемоль мажор (I часть) Дмитрия Бортнянского. Этот композитор относится к первому поколению русских музыкантов, которые выучились у итальянцев. Его дивный талант заметили, когда Дмитрию было всего 6 лет, привезли в Петербург в придворную певческую капеллу, бывший Московский хор государевых певчих дьяков. Это был исключительно мужской хор, ибо женские голоса в то время считались полными плотского соблазна, мирской прелести. А высокие ноты были отданы мальчикам, у которых голос еще не окреп, и они поют и сопрано. Бортнянский пел в капелле, а затем, когда началась мутация голоса, его начал учить знаменитый Балтазаро Галуппи, после окончания контракта он уезжает в Венецию и просит взять с собой своего ученика, чтобы завершить его музыкальное образование. Елизавета соглашается и оплачивает занятия Дмитрия Бортнянского за границей. В Италии Дмитрий ставит три своих оперы и после 10 лет учебы возвращается в Россию и дает при дворе концерт, демонстрируя свое мастерство. И начинается работа: он переделывает церковную хоровую музыку на венецианский манер, занимает должность главного придворного композитора наследника престола.

На филармоническом концерте прозвучали и вокальные, и музыкальные произведения ушедшей эпохи: Дж. Джакомемелли, «Влюбленный соловей»; Б. Галуппи, «Аджио и жига для виолончели и клавесина», В. Пашкевич, ария царицы из оперы «Февей»; Д. Паизиелло, «Рондо до минор для клавесина»; Ф, Арайа, Ария из оперы «Береника»; А.Гретри, ария из оперы «Земира и Азор»; Д. Чимароза, дуэт из оперы «Дева солнца»; А. Вьетан, «Две пьесы для скрипки и фортепиано».

Музыканты ансамбля «Laudes» – Ирина Павлихина (скрипка), Татьяна Гусельникова (клавесин, фортепиано), Олег Бугаев (виолончель), Сергей Назаров (флейта), Сергей Кондаков (фагот) и вокальные исполнительницы Людмила Салей (сопрано) и Татьяна Дивакова (колоратурное меццо-сопрано) – подарили вологодским слушателям настоящее путешествие в эпоху правления российских императоров.

Подготовила Ирина Сорокина

 


Теги: филармония, концерт

Новости по теме