12+

Выставка «Очарование европейского кружева»

22 апреля 2011 года в Музее кружева открылась выставка «Очарование европейского кружева».

На выставке представлены кружевные произведения из частной коллекции мадам Мик Фуриско, одного из основателей Центра изучения французского кружева г. Пюи (Франция), вице-президента Французской ассоциации кружева и вышивки, автора многочисленных изданий об этом промысле. Из огромного разнообразия коллекции для этой экспозиции были отобраны произведения ведущих центров кружевоплетения Франции, Бельгии, Голландии, Италии. Одним из уникальных экспонатов выставки стала часть королевского подзора «Триумф Нептуна», изготовленного в 1725 году. Подзор был разделен на три части. Одна из них находится в Национальном музее дизайна Cooper Hewit в Нью-Йорке (США), вторая – в Государственном музее Рейксмюзеум в Амстердаме (Нидерланды), а третья часть в данный момент экспонируется у нас в Вологде.

В Европе кружево, представляющее собой ажурный орнамент, созданный путем различного переплетения нитей и существующий самостоятельно без какой-либо основы, появилось на рубеже XV-XVI вв. До этого времени в странах Западной Европы были известны различные виды ажурной вышивки, являющейся предшественницей кружева. Больше всего на кружево походила ажурная вышивка, выполненная в технике строчки по разряженному полотну, называется она – шов по прорези, а геометрический орнамент в виде кругов, звезд, розеток известен под названием «ретичелла». Первое кружево называлось образно – стежок в воздухе. Оно уже не имело в своей основе ткань, а выполнялось при помощи иглы петельным швом по узору, изображенному на бумаге. Одновременно или чуть позже появилось и плетеное на коклюшках кружево.

Родиной кружева в Европе принято считать Италию, там уже в XVI веке печатались сборники узоров кружева как шитых иглой, так и плетеных. Первые кружева представляли собой узкую полоску с заостренными зубцами простейшего геометрического орнамента, которую использовали для обрамления накрахмаленных воротничков и манжетов. В дальнейшем совершенствовалась техника кружевоплетения, увеличивался размер полоски, зубчики становились длиннее, а узор – сложнее. Большое распространение получили узоры с библейским сюжетом, с изображением мифологических сцен и персонажей. К началу XVII века популярностью стал пользоваться гипюр, т.е. кружево, где узор соединяется тонкими связками, особенно производством его славилась Венеция.

Вслед за Италией кружево появляется во Фландрии (Бельгии). В XVII веке в городе Бенш начинают изготавливать плетеное кружево, тонкое и лишенное рельефа, получившее название «бенш». Его отличительной чертой считается особый узор сетки фона, напоминающий мерцающие звездочки снежинок («снежный фон»).

В первой половине XVIII века совершается переход к тюлевому кружеву, в котором орнамент соединяется прозрачной тонкой сеткой с ячейками одинакового размера. Во Фландрии центром кружевоплетения становится Брюссель, изготовлявшиеся там плетеные кружева на тюлевом фоне были хорошо известны в Европе и получили название англеттер (английское). И это не случайно: английский Парламент с целью поощрения местного производства запретил ввоз в Англию фламандских кружев, но так как те были лучше английских и спрос на них выше, то купцы прибегали к контрабанде и продавали фламандское кружево под видом английского. Так же во Фландрии славилось кружево малин, называвшееся так, потому что его плели в Мехельне или во французской транскрипции – Малин. Отличительной чертой этого типа кружева являлся рельефный контур, образованный более толстой блестящей льняной нитью, проложенной по краю орнамента. Малин плели в Антверпене и Лувене, а также в северофранцузском городе Лилле. Самые красивые кружева в Бельгии плели в старинном городе Брюгге, там для изготовления изделия самого тонкого кружева используют от 300 до 700 коклюшек.

Третьей страной в Европе, где искусство кружевоплетения развилось в совершенстве, была Франция. В XVII веке здесь налаживается собственное производство кружева. Орнамент французских гипюров по сравнению с итальянскими был очень мелким и отличался большим изяществом. Широкое распространение в этой стране имел гипюр клюни, который был ограничен народной средой. В начале ХХ века он вновь возродился в Пюи и быстро вошел в моду. Еще один вид французского кружева – валансьен, в котором используется прочная сетка, на ее фоне располагается растительный орнамент плотного плетения. Это кружево не имело никакого рельефа, что облегчало стирку и глажение и сделало его незаменимым в украшении одежды. К плетеным кружевам также относятся блонды, производившиеся во французских городах Канне, Байе и Пюи. Это легкое и прозрачное кружево вначале делалось из несученого шелка желтовато-золотистого цвета, отчего и получило свое наименование.

Все эти удивительные разновидности кружева можно детально рассмотреть на выставке. Тонкие изящные узоры так и приковывают внимание, каждое кружевное изделие уникально, в него вложена душа и художника, и мастериц, которые его сплели.

На открытие выставки собрались и вологодские мастерицы кружевоплетения, и художники, и дизайнеры, и просто ценители этого вида искусства. Гостем торжественного мероприятия стала вице-президент Французской ассоциации кружева и вышивки мадам Мик Фуриско. Ее приветствовал заместитель Губернатора Вологодской области Владимир Касьянов.

Мадам Мик Фуриско поблагодарила вологжан за внимание к европейскому кружеву и подарила музею в знак дружбы и мира кружевную оливковую ветвь: «Я высоко ценю ту честь, что мне оказал вологодский Музей кружева, предложив экспонировать здесь часть моей личной коллекции, а также современные произведения, выполненные в образовательном центре города Пюи, возглавляемого мной со дня его создания в 1974 году. На моем месте так же бы восхитились все директора и хранители музеев кружев всего мира, увидев концепцию, функциональность и красоту вашего музея. И я очень рада видеть, что кружево, ваш уникальный промысел, старинное достояние вашей страны, обретает престиж прежних времен. Эти кружева Франции, Италии, Бельгии, Голландии, которые представлены здесь на выставке, создавались на протяжении веков. И я надеюсь, что вы их оцените по достоинству. Вологда смогла подать кружево в чудесном обрамлении и выставкой «Очарование европейского кружева» она захотела приобщить другие города и страны, обладающие той же традицией, к своему красочному обновлению».

Уникальная выставка, демонстрирующая историю европейского кружевоплетения, будет работать в Вологде в течение нескольких месяцев.

Ирина Сорокина