8 июля конкурсную программу фестиваля VIOCES – 2011 завершил фильм греческого режиссера Силласа Цумеркаса «Родина» (2010 г.)

Силлас Цумеркас принадлежит к новому поколению греческих режиссеров. Картина «Родина» очень многоплановая, она построена на контрастах и обращается к важным политическим, социальным и экономическим проблемам современного общества.

Фильм рассказывает о событиях, происходящих в Греции во время экономического кризиса. Сам режиссер признался: «Мы делали небольшое греческое кино, но неожиданно получился фильм о кризисном греческом обществе. Характерной чертой греческой общественности сейчас является то, что она кипит. Мы отчетливо видим, что общество кричит. И то, что было представлено на экране, является прямым отражением того, что происходит у нас в стране».

Как неоднократно повторял программный директор фестиваля Игорь Гуськов, все конкурсные фильмы так или иначе затрагивают проблемы взаимоотношений отцов и детей. Важной составляющей этой картины является история взаимоотношений трех поколений одной семьи, проблема насилия в семье. Только трагедия вновь объединяет семью и прекращает насилие и страдания.

Старые фотографии членов семьи, показанные несколько раз в фильме, напоминают зрителям о тех счастливых моментах, которые они пережили вместе когда-то. А современные снимки беспорядков на улицах греческих городов говорят нам о том, что это тоже когда-то станет историей, и греческий народ, наконец, обретет свободу. Свобода – это главная цель всех персонажей фильма: отца, детей, внуков, греческого народа. И каждый достигает ее по-своему. Совсем неслучайно фильм начинается с молитвы, а заканчивается строчками стихотворения Дионисиоса Соломоса «Гимн свободе».

После фильма Силлас Цумеркас побеседовал со зрителями, которых картина глубоко потрясла.

Первой вопрос из зрительного зала задала гречанка, которая пришла на этот фильм именно для того, чтобы посмотреть работу молодого режиссера-грека:
- Мне понравился ваш фильм, он сделан очень эмоционально, и мне нужно время, чтобы его еще раз осмыслить и прочувствовать. Для себя я увидела отсутствие гармонии в жизни этих людей и очень часто отсутствие любви: любви родителей к своим детям, детей к своим родителям. Я думаю, что проблемы, затронутые в фильме, – это не только проблемы греческого общества, это проблемы всего человечества...

- Да, действительно, ты начинаешь рассказ об обществе, который затем отражает все наши общества в целом. Это как начать работу над тем, что действительно знаешь, чтобы рассказать о чем-то локальном, о семейных отношениях, заботе и взаимопонимании внутри семьи, а заканчиваешь чем-то более общим, рассказывая, например, о проблеме насилия в семье.

Вопросы режиссеру фильма задала также писательница Галина Щекина:

- Считаете ли вы, что показ зла конструктивен, ведь может наступить такой момент, когда человек просто перестанет чувствовать? Согласны ли вы с тем, что художник, обращаясь к зрителю, должен оставлять место для чего-то доброго, иначе зритель просто вымрет?

- Да, я с вами согласен, но не все периоды в жизни одинаковы, и нет правил, которые бы регулировали процесс их смены. И, конечно, фильмы будут более трагичными и пессимистичными, если вы находитесь в такой ситуации, в которой сейчас находится Греция. И я на самом деле не знаю, действительно ли финал фильма безысходен. Но я верю, свобода – а она существует – возможна только через боль, страдания и кровь – вот то, что я хотел показать в фильме.

Ольга Корякина,
фото Анастасии Дружининой

 



Теги: VOICES

Новости по теме