8 июля 2011 года в рамках программы «Российско-итальянский киномост» фестиваля «VOICES» зрители увидели картину «Подсолнухи» – знаменитую ленту 1970 года, которую создал режиссер Витторио де Сика. В главных ролях снялся  любимый в СССР иностранный дуэт – Софи Лорен и Марчелло Мастроянни.

Фильм рассказывает историю любви Джованны и Антонио. Счастливую безмятежность их жизни разрушает война. Антонио отправляют в Россию на фронт, и спустя некоторое время Джованна перестает получать от него письма. После того, как война закончилась, верная своим чувствам Джованна едет в Советский Союз, чтобы отыскать мужа. В одном из сел ей показывают огромное поле прекрасных подсолнухов, под которыми похоронены итальянские солдаты, погибшие во время войны. Но, к счастью, Антонио среди них не было. Его, умирающего в снегах, спасла деревенская девушка Маша, выходила его, вылечила, а после стала ему второй женой и родила дочку. Все это узнает Джованна. Она возвращается в Италию и также заводит новую семью. Спустя несколько лет Антонио приезжает к любимой, но они понимают, что никогда уже не смогут быть вместе.

Перед показом фильма о режиссере, а также о том, как возник творческий союз двух известных итальянских актеров, рассказал киновед, научный сотрудник и руководитель научного и международного отдела Госфильмофонда РФ Валерий Босенко.

Фильм Витторио де Сика был снят на исходе 1960-х годов. Это совместная российско-итальянская постановка, созданная на производственной базе Мосфильма.

«В одной из своих исповедальных книг Андрей Кончаловский говорит, что Витторио де Сика, отлучаясь в Италию по делам во время московских съемок фильма, поручал ему снимать некоторые сцены «Подсолнухов». Пишет он это не без гордости, даже с некоторым высокомерием. И действительно, в этом фильме сошлись три крупнейшие индивидуальности, актерские и режиссерские», - рассказал Валерий Иванович.

Витторио де Сика – классик итальянского кино, у которого была общенациональная слава ещё в эпоху фашизма, кинематографа времен Муссолини. В 1930-х годах он был всеми обожаемым актером, игравшим в основном непревзойденных героев-любовников. В войну он попробовал себя в режиссуре и стал одним из классиков итальянского неореализма. Он успешно работал в разных жанрах и типах кинематографа. «Именно Витторио де Сика заметил восходящую звездочку, никому не известную старлетку - Софи Лорен (тогда еще – Шиколоне), которую снял в картине, состоящей из новел, «Золото Неаполя». Это было в начале 1950-х годов. И с тех пор, вплоть до «Подсолнухов», то есть до 1970 года, она не выпадала из поля его зрения. Именно он сделал из нее актрису мирового масштаба», – подчеркнул Валерий Босенко.

В 1960-х годах в Италии стали популярны сюжеты вроде «ограбление по-итальянски», «свадьба по-итальянски», и Витторио де Сика, верный своей универсальной творческой потенции, с легкостью взялся и за эти жанры. Он снял комедию из трех новелл «Вчера, сегодня, завтра» и нашел для Софи Лорен партнера – Марчелло Мастроянни, который прошел свой собственный творческий путь, с де Сикой не связанный.

Марчелло начинал в 1940-х годах в студенческом театре, где его приметил режиссер Лукино Висконти. Он занимал его и в театральных работах, и в кинематографических. Витторио де Сика следил за молодым актером и решил, что он идеально подойдет Софи Лорен. Комедийная стихия с мелодраматическим отливам оказалась как раз по ним, они смотрелись в таких фильмах очень органично. В 1964 году Витторио де Сика снял «Брак по-итальянски», экранизировав известное произведение Эдуардо де Филиппо. А эта пьеса ставилась в Москве в театре имени Евгения Вахтангова с участием Цецилии Мансуровой и Рубена Симонова, а позже транслировалась как радиопостановка на весь Советский Союз. «И когда в 1965 году де Сика привез свой «Брак по-итальянски» в Россию, то Софи Лорен получила приз за лучшую женскую роль на IV московском кинофестивале. Актрису в СССР с того момента полюбили безмерно», - отметил Валеий Босенко. - Витторио де Сика снимал «Подсолнухи», зная всенародную любовь к этим актерам. Их дуэт – легкий, непритязательный, обаятельный, мелодраматический и комедийный - стал символом, визитной карточкой итальянского кино 1960-1970-хх годов».

Юлия Шутова

 



Теги: VOICES

Новости по теме