12+

Выставка предметов народного искусства из коллекции Алексея Германовича и Ксении Никитиной


Вологодские прялки в фирменном стиле Олимпиады - 2014

Старинные расписные вологодские прялки и Олимпиада в Сочи… Казалось бы, что может объединить эти абсолютно разные вещи? Ответ на этот вопрос знают коллекционеры предметов старины Алексей Германович и его супруга Ксения Никитина. Они привезли в областную столицу выставку с любопытным названием «Олимпийская Вологда», открытие которой состоялось 20 июля 2011 года в художественном отделе Вологодского музея-заповедника. Удивительно еще и то, что выставка стала подарком для этой семьи: за день до ее открытия Алексей и Ксения отметили свои дни рождения.

Инициатором проведения выставки является некоммерческий фонд «Открытая коллекция» (Москва). Выставка организована при поддержке Губернатора Вологодской области Вячеслава Позгалева и содействии Департамента культуры и охраны объектов культурного наследия области и Вологодского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Первый заместитель Губернатора Вологодской области Иван Поздняков поздравил всех собравшихся с открытием выставки: «Два года назад Алексей представил в Усадьбе Гальских свою коллекцию и произвел локальный фурор. И я уже тогда почувствовал широту и глубину его поиска и страсти как коллекционера. Алексей – классический москвич, но настоящий патриот, который не только понимает, но и делает все возможное, чтобы сохранять наши традиции. Я ему бесконечно за это благодарен. А то, что мы видим на этой выставке в Вологодском кремле, это смелая попытка переложить традиции русской народной культуры на язык современности, понятный для молодежи и востребованный ею сегодня. И я восхищен работами молодых дизайнеров, которые позаимствовали из наших прялок узоры, преобразив их в яркие удачные художественные решения».

Вот такая коллекция

«Череповец стал городом, в котором началась наша любовь к крестьянским росписям, там состоялась и первая выставка нашей коллекции, которую мы открыли 17 июля 2009 года в Усадьбе Гальских, за это время ее успели посмотреть 20 тысяч человек», – отметил на пресс-конференции, предварившей выставку, Алексей Германович.

Алексей проработал на руководящих должностях в компании «Северсталь» 8 лет, за это время он вместе со своей женой Ксенией собрал одну из крупнейших коллекций в России, включающую в себя около 1000 прялок, 200 расписных дверей и силенок, более 120 расписных и праздничных конских дуг и других предметов (саней, вышитых полотенец).

Само увлечение Алексея и его супруги появилось еще в 2004 году, когда у главы семейства в связи с работой были частые командировки по области. «После просмотра двух экспозиций в Ферапонтове и в Вологодском музее-заповеднике мы были настолько потрясены и впечатлены буйством красок крестьянского искусства Вологодской губернии и вообще Русского Севера в целом, что стали частным образом собирать предметы крестьянского быта. Первая прялка была приобретена как раз в то время в одной из деревень Череповецкого района, – рассказал Алексей Германович. – На сегодняшний день в нашей коллекции насчитывается около тысячи прялок. Кроме прялок мы также собираем другие предметы, сохранившие росписи. Среди них мы особенно выделяем конские дуги. Если для девушки особым атрибутом была прялка, за которой она проводила большую часть своего времени, то для мужчины таким предметом можно назвать конскую дугу. Также у нас есть сани, довольно редко, но можно встретить расписные грабли, есть у нас и сундуки. Нам интересна резьба по дереву, и кроме прялок с резьбой, мы еще стараемся собирать набоечные доски».

Олимпийская Вологда

«Почему мы назвали проект именно «Олимпийская Вологда»? Мы вовсе не пытались доказать, что Олимпийские игры еще до греков придумали вологжане, – отметил Алексей Германович. – Но мы своей выставкой хотим показать, что крестьянское искусство Вологодской губернии может обрести совершенно новое звучание, потому что на сегодняшний день нам удалось внести достаточно большое количество вологодских росписей с прялок, сундуков и других предметов в фирменный стиль российской Олимпиады в Сочи, к которой готовится вся наша страна».

Лоскутное одеяло выбрано оргкомитетом «Сочи 2014» в качестве единого визуального образа XXII Зимних олимпийских игр и XI Паралимпийских игр 2014 года. В основу дизайнерского решения лег принцип «лоскутного одеяла» – сочетание 16 орнаментов самых известных национальных промыслов России – от гжели до хохломы. Образ стал наглядным воплощением идеологии Игр, призванных выразить характер современной России, познакомить гостей со всего мира с традиционным русским гостеприимством.

Фирменный образ Международных олимпийских игр был представлен в московском ГУМе 25 апреля 2011 года – за 6 дней до открытия там же выставки прялок из коллекции Алексея и Ксении. Кроме узоров Палеха, Гжели, а также вологодского кружева, в «лоскутное одеяло» сочинской Олимпиады вошли узоры с прялок Вологодской губернии – борецкая, ракульская уфтюжская, мезенская росписи, а также трехгранно-выбоечная резьба с прялок из Тарноги. И одним из экспонатов выставки стали лоскутные одеяла, созданные вологодскими мастерицами.

Представленная экспозиция объединяет три выставочных проекта: первую выставку коллекции Алексея и Ксении в Череповце, где было представлено около 200 экспонатов (почти все они, за исключением вышивных полотенец, были привезены в Вологодский кремль), московский проект «Народное искусство из коллекции Алексея Германовича и Ксении Никитиной» в рамках Открытого фестиваля искусств «Черешневый лес», ежегодно проходящего в Москве (эта выставка демонстрировалась на первой линии крупнейшего универмага страны – столичного ГУМа – с 1 по 25 июня). Третья составляющая экспозиции - экспонаты из фонда Вологодского музея-заповедника.

Выставка прялок Алексея Германовича и Ксении Никитиной продолжается постоянной экспозицией старинных традиционных предметов из коллекции Вологодского музея-заповедника, располагающейся на втором этаже.

Новое дыхание

В Вологде выставка пополнилась работами молодых дизайнеров. Это проекты популяризации рисунков вологодских росписей, некоторые из которых, как, например, футболки с элементами традиционных узоров, были реализованы. Более 20 художников, дизайнеров из России, Украины и Белоруссии – участников фестиваля «Ru Branding», придуманного Алексеем Германовичем в 2010 году, – продемонстрировали, как традиционное искусство Русского Севера – забытые узоры с предметов крестьянского быта – обретает новую жизнь, оживая на современных домах, поездах, цехах заводов, кораблях. Дизайнеры в своих проектах предлагают решения по использованию традиционных росписей в промышленности. Они полагают, что таким образом практически забытые узоры «выйдут» из стен музеев и будут занимать другое пространство, соединяя сегодняшний день с традициями наших предков.

На пресс-конференции также состоялась презентация сайта art35.ru. Путешествуя по разделам сайта, посетители смогут познакомиться с коллекцией Алексея Германовича и Ксении Никитиной. Еще одна задумка Алексея – создать специальный канал на www.youtube.com, где появятся сюжеты о традициях, выставках, музеях и многом другом. Работа сайта и канала, по мнению организаторов, поможет активно продвигать прялочные узоры Вологодской губернии, а также объединит музейных работников, занимающихся народным искусством, современных дизайнеров, мастеров, возрождающих забытые росписи, и коллекционеров прялок.

Выставка будет работать в художественном отделе Вологодского музея-заповедника до 15 сентября 2011 года.

Ирина Сорокина