В Кирилло-Белозерском историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике за счет средств федерального бюджета под контролем Департамента культуры и охраны объектов культурного наследия области продолжаются работы по реставрации одного из уникальных объектов культурного наследия федерального значения – Успенского собора (1497 год).

Первое деревянное здание Успенского собора было построено в монастыре в 1397 году. Позднее на его месте возвели более вместительный деревянный храм, сгоревший в XV веке.

Сохранившееся до наших времен каменное здание Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря – одна из первых каменных построек в Белозерском крае. Собор построен в 1497 году артелью ростовских мастеров. Успенский собор – уникальный памятник архитектуры, несущий черты средневекового зодчества Московского княжества (изучение собора позволяет получить представление об архитектуре Северо-Восточной Руси до воздействия на нее итальянской школы). Собор является сокровищницей памятников станковой и монументальной церковной живописи XV-XVII веков.

Впервые о проведении масштабной реставрации собора ученые заговорили в 1919 году. Фактически всю вторую половину ХХ века на объекте проводились различные ремонтно-реставрационные работы. Их ход значительно осложняет тот факт, что монастырские памятники находятся в непосредственной близости от Волго-Балтийского водного пути, вследствие чего на территории музея наблюдается высокий уровень грунтовых вод, что отрицательно сказывается на сохранности памятников.

В течение последних нескольких десятков лет специалистами-реставраторами и представителями органов охраны памятников фиксировалось остро-аварийное состояние настенных фресковых росписей XVII века, которыми покрыты все поверхности стен в интерьере Успенского собора. Повсеместно, а особенно сильно на участках, близких к уровню пола, наблюдалось отслаивание штукатурного слоя с росписями от кирпичных стен, фиксировались пушистые высолы и плесень. В связи с преобладанием юго-западных ветров и намоканием создалась угроза в отношении сохранности фресок в барабане собора.

При такой критической ситуации единственной возможностью спасения уникальных фресок была признана необходимость устройства в соборе пола со слабым подогревом, позволяющем поддерживать необходимый температурно-влажностный режим. В ходе работ 2010 года в основном объеме Успенского собора и в западной пристройке был воссоздан уровень покрытия пола на период XIX века в виде имитации чугунных плит из керамогранита.

Параллельно с этим выполнялось полноценное научное исследование археологических слоев соборного некрополя. Итогом работ, проводимых специалистами НПЦ «Древности Севера» (руководитель И. В. Папин) стали новые данные о монастырском некрополе и об истории самого собора.

Так в ходе раскопок были изучены погребения, относящиеся к первому столетию монастырской обители. Захоронения совершались в деревянных колодах, некоторые из них были их обернуты берестой. Три из обнаруженных колод имели настолько хорошую сохранность, что их удалось поднять на поверхность для проведения консервации. На северной паперти обнаружены погребения в кирпичных склепах, предварительно датированные XVIII – I пол. XIX вв. В придельной церкви Владимира были повторно вскрыты погребения князей Воротынских (8 человек). Их останки переданы в Лабораторию антропологической реконструкции Института этнологии и антропологии РАН для проведения реконструкции лиц и ДНК-анализа умерших для уточнения генеалогических связей рода. В последующем в северной паперти будет произведена процедура перезахоронения найденных останков.

Новые данные удалось получить и по истории строительства и эксплуатации собора. Внутри собора был зафиксирован черновой пол из кирпича, под ним остатки керамического пола из ромбических плиток. При расчистке в западной пристройке обнаружено большое количество фрагментов фресок, сохранившихся от росписей западной стены. Открыты остатки деревянной наземной постройки, представляющей собой, по-видимому, намогильное сооружение над местом погребения основателя монастыря. В восточной части собора найден угол сруба, который с большой долей уверенности можно отнести к предшествовавшему деревянному зданию собора конца XIV века.

Кардинальное изменение режима эксплуатации памятника повлекло за собой замену устаревших столярных заполнений, устройство автоматических клапанов в световых проемах верхних ярусов. В настоящее время закончены работы по архитектурной реставрации барабана и главы, ведется устройство наружного дренажа в виде системы пластиковых труб и колодцев. Для того чтобы освободить внутреннее пространство от лесов и открыть соборный комплекс для посетителей, на осень 2012 года запланировано завершение консервации живописи в барабане.

Производство всего объема реставрационных работ рассчитано на несколько лет. Еще предстоит привести в порядок фасады, осуществить ремонт кровель и придельных главок, осуществить работы по усилению конструкций, выявить подлинные архитектурные детали и элементы.

Ольга Вороничева,
заместитель директора по реставрации
 Кирилло-Белозерского музея-заповедника

Теги: Кирилло-Белозерский музей-заповедник, реставрация, Успенский собор

Новости по теме