12+

«Шампанского!..»: премьера спектакля


Яркой, веселой, эксцентричной комедией «Шампанского!..», в основу которой вошли водевили Антона Чехова, 19 октября 2012 года открыл свой новый 37-й творческий сезон Вологодский областной театр юного зрителя.

Звездой вечера стала заслуженная артистка РФ, лауреат Государственной премии Вологодской области Елена Авдеенко. Актриса работает в театре почти 30 лет и в прошлом году отметила свой юбилей. Созданные ею за это время образы любимы многими зрителями. Поэтому в этот день практически все цветы достались именно Елене Авдеенко, да и немало теплых слов она услышала в свой адрес. Актрису поздравили начальник Департамента культуры и охраны объектов культурного наследия области Всеволод Чубенко и другие официальные лица, ансамбль народной песни Вологодской областной филармонии «Солнцеворот», коллеги из регионального отделения Союза театральных деятелей России, Вологодского областного драматического театра, театра кукол «Теремок» и родного ТЮЗа. А новый спектакль, в котором Елена Авдеенко сыграла сразу несколько ярких ролей, стал замечательным подарком к юбилею актрисы.
 

«Шампанского!..» – три истории, полные юмора, иронии и гротеска, которые так свойственны произведениям Антона Чехова. Известные водевили «Медведь», «Свадьба» и «Юбилей» в интерпретации артистов ТЮЗа удивляют легкостью и актуальностью. Ведь среди героев можно без труда узнать прототипы наших современников, несмотря на то что пьесы были написаны более столетия назад. Автор сценария и режиссер постановки народный артист России Борис Гранатов несколько переработал пьесы, добавив в них еще больше чеховского колорита с помощью фраз из других произведений, дневниковых записей. Это придает спектаклю некую обзорность, и в тоже время создается общий «портрет» юмора Антона Павловича. Чеховская театральность, абсурдность, шарж, гротеск, тесно переплетаются в спектакле с остроумными режиссерскими находками, фантасмагорией характеров, отношений, страстей, конфликтов.

Каждая история заставляет зрителя не просто улыбнуться, а засмеяться в полный голос над нелепостью той или иной ситуации, фактурностью героев, которые сами и создают эти абсурды. Причем с каждым новым водевилем этот абсурд возрастает в геометрической прогрессии, и достигает своего апогея в заключительном действии, когда на фоне всего свадебного гуляния, где каждый только и умеет «тянуть одеяло на себя» история прислуги – маленького мальчика, который среди этого балагана одинок и несчастен, – кажется еще более трагичной.
 

Какие ценности у этих персонажей? Любовь, которую пытаются подать под соусом траура, но при первой же возможности теряют голову и забывают об умершем возлюбленном?! И даже его образ на портрете не выдерживает «предательства» и покидает апартаменты вдовы (Елена Авдеенко). Но зато заехавший за долгом помещик Смирнов (Игорь Рудинский), пленен очарованием дамы, ее настойчивостью, ее обаянием – и одна любовная история плавно перетекает в другую.

Деньги и место на вершине олимпа общественного мнения? Все может рассыпаться, если на пути окажется настырная дама, требующая «своего рубля». Да так, что по-другому и не избавиться от нее, не выдав ей эти злосчастные деньги.

Но самое страшное, когда все вокруг черствеют по отношению друг к другу, стараясь выслужиться или добиться своего каким бы то ни было способом. Здесь и старание показать свой социальный статус и возможности, как в последней истории, когда мать невесты нанимает «именитого гостя» – генерала (Владимир Бобров). Но не тут-то было, все карты раскрываются: генерал оказывается капитаном второго ранга и то в отставке, да и пришел он на свадьбу по просьбе Нюнина (Андрей Камендов), который всех обвел вокруг пальца и при деньгах остался.

Само название спектакля «Шампанского!...» – это требование праздника, ярких эмоций, зрелища. Но, как говорил Антон Чехов: «Не верьте шампанскому... Оно искрится, как алмаз, прозрачно, как лесной ручей, сладко, как нектар; ценится оно дороже, чем труд рабочего, песнь поэта, ласка женщины, но... подальше от него!».
 

В этом мире, полном стремлений к выгоде, всегда есть чистая душа, пусть и испытавшая на себе тягости жизни, но не тронутая еще этими гнусными желаниями выслужиться, обогатиться, ухватить от жизни кусок получше. Единственное желание у этого мальчика (Виктория Парфеньева), увидевшего все пороки «взрослой» жизни, – вернуться в дом к деду, где его любят.

За чертой этого юмора остается главная трагедия нашего общества – черствость души, служение «золотым идолам», когда человеческие чувства теряют свою ценность. Над этими героями можно и нужно смеяться, только главное не превратиться в них самих. Не стоит слишком злоупотреблять этим коварным напитком – шампанским, чтобы оно не одурманило вас полностью.


Ирина Сорокина