12+

Кто любит, тот будет молиться: премьера спектакля «Гроза»

Классикой открыл свой новый 164-й творческий сезон Вологодский областной драматический театр 27 октября 2012 года. Среди осеннего снегопада разразилась настоящая «Гроза». Пьеса Александра Островского выбрана режиссером Зурабом Нанобашвили неслучайно, ведь и сегодня не теряют актуальность темы, затронутые в этом произведении. Хотя современному человеку драма Катерины может показаться несколько старомодной, но те душевные метания, ощущение одиночества, наверняка, известны если не каждому, то многим.

Знакомая со школьной скамьи история о девушке, не вынесшей позора, но самое главное – жестокости близких людей, сегодня может иметь несколько иную интерпретацию. Если в XIX веке суровые нравы заставляли людей думать о своих поступках, то сегодня мы ко всему этому относимся несколько проще – не те времена, не те нравы. Но пьеса актуальна, ведь у каждого героя спектакля своя правда, и он всеми силами пытается ее отстоять.

Даже жестокая Кабаниха (Ангелина Ноздрина) по-своему права: она как хранительница домашнего очага блюдет строгое исполнение семейных устоев. По ее законам жизни, жена должна уважать и почитать мужа, хранить верность, да и клятву она с невестки берет перед образами. Совсем другой разговор, как Кабаниха доносит эти прописные истины, но в том и суть ее характера. Дети пытаются вырваться, хоть на мгновение, из этой «домашней тюрьмы»: не смеющий перечить Тихон (Игорь Ломанович), уехав в другой город, наслаждается своей свободой, а хитрая Варвара (Оксана Киселева) каждый вечер ускользает от строгого маменькиного надзора в объятия Кудряша (Александр Соколов), а потом и вовсе убегает с ним из дома. И Катерину (Анастасия Задорина) она уводит в «мир соблазнов», вручив ей ключ от заветной калитки, для встреч с Борисом (Николай Акулов). Этот ключ стал неким символом – это и ключ к счастью и любви, которые приведут к смятению души, к страданиям (недаром Катерина не сразу решается его принять), и ключ к освобождению от черствого мира Кабанихи.

Символичны и наряды главных героев, подготовленные художником по костюмам Татьяной Стысиной. В первой сцене преобладают светлые оттенки – белое платье Катерины, праздничный светлый наряд Кабанихи, кажется, ничто не нарушит спокойствие и устои этого мира. Затем появляются оттенки красного – символ любви, огонь которой пока еще теплится в сердце Катерины. Цвета одежды Кабанихи более насыщенные – значение власти и величия. А в заключительных сценах, когда происходит признание в содеянном, платье Катерины – небесного, синего цвета, имеющего значение святости, благородства, словно бы девушка находится выше содеянного, выше людей, окружающих ее.

Гроза в спектакле показана на огромной «картине» с видом на Волгу, где то тишь да гладь, то сверкает молния, наводя ужас на жителей городка. Но это не просто явление природы, это и любовь Катерины к Борису, разрушающая привычный ритм жизни и ломающая устои общества. И, как говорит Кулигин (Дмитрий Мельников), не надо бояться грозы, ведь дождю – живительной влаге – радуется каждая травинка. Нарушая сложившиеся законы, этот чудак-изобретатель предлагает сделать громоотвод, на что все только лишь смеются. Таким «громоотводом» становится сама Катерина, которая принимает на себя все – и жестокость Кабанихи, и трусость мужчин, любящих ее, и смелость Варвары. Поэтому так тяжек ей этот груз, который и утянул ее на дно Волги. У нее своя правда – разочарование в людях, но есть и любовь – недюжинная сила, способная совершить переворот.

«Гроза» – это история настоящей любви, которая сегодня теряется за успевшими много раз поменяться нравами и устоями. Но самое главное – это трепетность чувства, дороже которого в жизни любого человека, пожалуй, нет, – именно об этом и хотел нам напомнить режиссер Зураб Нанобашвили. Такое прочтение пьесы Островского дает зрителю пищу для размышления. И каждый сам должен выбрать: взять ли «ключик» от счастья, которое никогда не дается легко? Человек ради счастья должен преодолеть испытания, или же забросить тот самый «ключик» глубоко на дно реки, смирившись с тем, что уже имеешь. Катерина сделала свой выбор: «Кто любит, тот будет молиться», – произносит она.

Ирина Сорокина