12+

Икону «Богоматерь Знамения» представили общественности

Икону «Богоматерь Знамения» XIX века из собрания кафедрального собора Рождества Богородицы города Вологды представили 10 декабря 2012 года в актовом зале АУК ВО «Вологдареставрация».

Несколько лет назад в соборе начались реставрационные работы. В них приняла активное участие и главный инженер АУК ВО «Вологдареставрация» реставратор высшей категории Ольга Соколова. Ольга Александровна по просьбе настоятеля кафедрального собора обследовала старинные предметы церковной утвари. В их числе оказалась Знаменская икона, хранившаяся в киоте нижней церкви. Ее размеры 100,5 на 87 на 4,2 см. Основа иконы – дерево: семь досок сосновой породы. Две сквозные, фигурные шпонки. Грунт на фоне и поле иконы резные, покрыт золотом на полименте. Икона ранее не реставрировалась. Ее сохранность считается удовлетворительной. Икона написана яичной темперой, с присутствием сусального золота, необычных орнаментов, также имеется отделка нимбов и большая огранка по периметру, кондак и тропарь Богоматери Знамения.

Ольга Александровна очистила икону от копоти, легкого загрязнения и провела консервацию красочного слоя, в дальнейшем реставрационные работы на иконе будут продолжены. На лицевой стороне иконы по кругу орнамента обнаружена надпись: «Точная копия с чудотворного образа Знамения Пресвятой Богородицы прославившегося 14 мая 1885 года в Серафимо-Понетаевской обители Нижегородской Арзамаского уезда настоящий образ и копия писаны сестрами живописной оной обители (прославлена 14 мая 1885 года, писана 1879 года)».

Чудотворный образ, с которого сделан вологодский список, был весьма почитаем в конце XIX – начале ХХ века. Известно, что икона написана в 1879 году одной из сестер Серафимо-Понетаевского монастыря Клавдией Войлошниковой. Шесть лет она находилась в письмоводительской келье, но после того как в 1885 году на образе появилось необычное просветление лика Богородицы и было замечено движение глаз, ее с почестями перенесли в монастырскую церковь. На середину XIX века было зафиксировано более 70 случаев, когда после молитв перед иконой больные получали исцеления. С этого чудотворного образа сестры Серафимо-Понетаевской обители написали несколько копий, в том числе и представленную икону. Скорее всего, этот список был специально заказан монахами Вологодского Свято-Духова монастыря для Знаменского храма. После закрытия церкви Знамения Божьей Матери ее вместе с другими культовыми предметами передали в Рождества-Богородицкий кафедральный собор.

«10 декабря (27 ноября по старому стилю) считается днем празднования Пресвятой Богородицы Знамения, поэтому именно сегодня мы и представляем отреставрированную икону, – отметила Ольга Соколова. – Иконы всегда пользовались у людей особым почитанием, они спасали народ от разных бед, помогали в войнах, исцеляли от болезней, и существует множество исторических примеров, подтверждающих это».

Буквально перед самой презентацией в Воскресной школе кафедрального собора Рождества Богородицы рассказали об этой иконе детям, которые не только с интересом слушали, но и задавали вопросы.

Настоятель кафедрального собора Рождества Богородицы протоиерей отец Николай Васильев рассказал об истории появления Серафимо-Понетаевской обители: «В 1864 году дочь генерала Копьева в память преподобного Серафима Саровского основала в своей усадьбе женскую общину, которая через несколько лет была преобразована в монастырь. Здесь и была написана «Знамение Божьей матери», которая сумела помочь исцелиться многим людям, что засвидетельствовано церковной комиссией. Священный Синод признал икону чудотворной. Список этой иконы находился у нас в соборе в нижнем храме, очень приятно, что благодаря Ольге Александровне состоялись и изучение, и реставрация этой иконы».

На данном списке – образ Богоматери, принадлежащий к иконописному типу оранта, с поднятыми вверх ладонями, в центре также находится изображение с Христом Еммануилом. Такой извод встречается довольно часто, и известен даже в более раннее время – в XII веке. Каждому такому иконографическому сюжету имеется свое изображение, где используются разные нюансы – движение рук, изображение младенца и многое другое. По исследованиям Никодима Кондакова, насчитывается около 426 иконографий Богоматери, том числе и «Знамение» имеет несколько вариации – Серафимо-Понетаевская, Дионисиево-Глушицкая, Абалакская и Курская Коренная. Иконы «Богоматерь Знамения» находятся не только в церквях и храмах, но как памятники истории хранятся в различных музеях, как например, в Государственной Третьяковской галерее.

После презентации икона вернется в нижний храм кафедрального собора Рождества Богородицы.

  



Ирина Сорокина