12+

Моноспектакль актрисы Нижегородского театра драмы Натальи Кузнецовой «Запев мадонны с Пинеги»

Ничего
Не чаяла!
Увлеклась нечаянно!
Чаянно,
Нечаянно,
Но всё равно отчаянно!..

Таким запевом на стихи нашего земляка Николая Рубцова начинается моноспектакль актрисы Нижегородского театра драмы Натальи Кузнецовой «Запев мадонны с Пинеги». Об этой постановке в театральной среде уже ходят легенды, и вологжане давно ждали этого события. И вот свершилось: 5 и 6 февраля 2012 года на сцене Камерного драматического театра вологодские зрители увидели этот пронзительно трогательный спектакль.

Премьера «Мадонны» состоялась на сцене Учебного театра в Нижнем Новгороде в 2001 году. В основу постановки легли роман «Дом» и рассказ «Трава-мурава» Федора Абрамова. За 10 лет своего существования спектакль побывал на многих фестивалях, и практически с каждого Наталья Кузнецова увозила награды. Моноспектакль был отмечен тремя премиями: Гран-при Международного театрального фестиваля в Ярославле и Российского фестиваля моноспектаклей в Перми, а также получил приз за лучший спектакль на Международном фестивале «Ламбушка» в Петрозаводске. Наталья Кузнецова была награждена призом «За лучшую роль» на престижных Международных фестивалях в Ганновере (Германия), Вроцлаве (Польша), Корче (Албания), Риге (Латвия). «Запев Мадонны с Пинеги» путешествовал по всей России, подкупая сердца зрителей особой искренностью.

Вся суть и сила этой постановки – в словах и в той интонации, с которой их произносит главная героиня. Ведь в каждом из них заключена частичка жизни не одной женщины, а всех матерей и жен. И Евдокия Дунаева – образ собирательный, образ святой преданности и любви – любви настоящей, умеющей пережить все беды, что выпадают на долю любящих и любимых. Сам спектакль – это рассказ о жизни. Героиня даже не говорит, а поет, все горести и радости пропевает, и кажется, что песня помогает ей в самую тяжелую минуту, когда силы и душевные и физические на исходе, встать с колен и идти дальше. Она хранительница семейного очага: в любую «дыру» за мужем ехала поднимать «сицилизм», «трактора строить». Из какой только беды она его не вытаскивала, прощала ради любви всякую обиду. И сына подняла, да не усмотрела – война прибрала… Эти страдания матери ни с чем не сравнимы – слезы подступают к глазам…

Вот так и сидит на лавочке Евдокия и рассказывает свою жизнь, укрывшись разноцветным одеялом из заплаток, а каждая заплатка – воспоминание: что поярче – о счастье, что побледнее – о бедах. Но самое поразительное то, как Наталья Кузнецова сумела с необыкновенной чуткостью раскрыть собирательный образ простой русской женщины: удивительный по тембру голос актрисы и акустика зала придавали словам особое звучание и значение.

Близок этот спектакль вологодскому зрителю не только проблематикой, в него режиссер-постановщик Владимир Кулагин включил «родные» нам мотивы произведений двух земляков – фрагменты вокального цикла Валерия Гаврилина «Военные письма» на стихи Антонины Шульгиной и «Запев» Сергея Сушко на стихи Николая Рубцова. Дополнили эту музыкальную историю частушки и напевы русской северной деревни 20-40-х годов прошлого века. А о Вологде даже сама Евдокия упоминает как о своей родине.

Словно продолжением рассказа о жизни русской женщины стала выставка картин вологодской художницы Джанны Тутунджан, работы которой предоставила галерея «Красный мост». Лица вологодских тружениц, во многом повторивших судьбу героини спектакля, женщины с открытой душою… Все они Мадонны, в их глазах вечная грусть, всеобъемлющая и всепрощающая любовь. И сама Наталья Кузнецова – истинное воплощение Мадонны: настолько она хороша собой, настолько глубоко она сумела почувствовать и так трогательно передать зрителям историю своей героини.

Ирина Сорокина