10 февраля 2012 года в Центральном выставочном зале Вологодской областной картинной галереи открылась выставка живописи Тамары Нуйи «Цвет и динамика», посвященная юбилею художника.

Поздравить автора с открытием юбилейной выставки пришли директор ВОКГ заслуженный работник культуры России Владимир Воропанов, председатель Вологодского отделения Союза художников России заслуженный художник России Николай Мишуста, кандидат искусствоведения Ирина Балашова, подготовившая выставку, народный художник России, действительный член Российской академии художеств Владимир Корбаков, представители культурной общественности Грязовца. Все они отмечали яркость и самобытность творческой индивидуальности художницы, постоянное стремление к росту и развитию. Начав как художник-график, Тамара Нуйя постепенно пришла к живописи и на этом пути обрела себя, создав свой собственный стиль и свою философию жизни. В ее картинах органично сочетаются новаторство и следование традициям мирового искусства, особенно традициям авангарда и экспрессионизма.

Вся творческая жизнь Тамары Нуйи связана с провинциальным Грязовцем, куда она приехала после окончания Ярославского художественного училища. Здесь она встретила своего будущего мужа – поэта и живописца Александра Дубинина, здесь она на протяжении тридцати лет преподает – в Доме пионеров и школьников, школе-центре интегрированного обучения и воспитания детей, в детской школе искусств. Маленький старинный городок с его, казалось бы, однообразной и спокойной жизнью стал для этой супружеской и творческой пары полем активной деятельности – и художественной, и общественной. Дубинин и Нуйя являются стержнем активно работающей в Грязовце Ассоциации художников. Искусствовед Ирина Балашова сравнила эту семью с семьей Михаила Ларионова и Натальи Гончаровой, известных художников начала ХХ века, и с «литературным» союзом Дмитрия Мережковского и Зинаиды Гиппиус. Взаимопонимание и любовь помогают двум разным людям одинаково ярко и в то же время по-своему выразить себя в искусстве. Александр Дубинин, член Союза писателей России, сам является талантливым живописцем и во многом способствовал художественному «самоопределению» супруги. Знающие эту семью говорят, что, не случись этой встречи тридцать лет назад, Тамара Нуйя тоже стала бы художником, но совершенно другим. Сам же Александр Дубинин отмечает, что его супруга – полностью самостоятельный в творчестве человек, а для художника это главный признак профессионализма.

На выставке представлено около 80 полотен. За годы работы Тамара Нуйя сформировала свою живописную манеру, отличительными чертами которой являются необыкновенная экспрессия и динамика цвета и формы. Они интересно проявляются в самых разных жанрах. Мощный, подвижный мазок создает впечатление движения и ощущение глубины пространства: пейзажи художницы словно пронизаны воздухом и наполнены солнечным светом. Излюбленный способ композиционного решения – диагональное построение – подчеркивается то линией берега, то склоном холма и сообщает взгляду устремленность вдаль. Натюрморты, изображающие самые привычные предметы, наполнены радостью и удивлением перед красотой обыденных вещей. Много у художницы полотен анималистического жанра, главные герои которых – животные, испокон веков живущие рядом с людьми: собаки, лошади, коровы, кошки. В этих картинах видна трогательная благодарность человека «братьям меньшим», разделяющим с ним тяготы труда и быта, и восхищение мудростью природы, которой, как кажется, владеют эти бессловесные создания. Неслучайно композиционным и смысловым центром картины «Праздник» является «лицо коня», огромные глаза которого полны грустного раздумья.

Не столь частым гостем полотен Тамары Нуйи становится человек. Лаконизм в изображении фигуры и черт его лица делает акцент не на внешность, а на внутреннее «содержание». Портретов у художницы немного, чаще всего человек изображен в ситуации какого-то обыденного дела. Самые простые события – ловля рыбы, прогулка на лыжах – важны и достойны стать сюжетом картины, потому что именно это и есть жизнь, это и есть счастье. Своеобразным выражением жизненной философии автора могут служить образы Дома, Самолета и Корабля на одноименных картинах, а также образ Дерева («Старое дерево»). Предметы, изображенные в этих работах, монументальны и величественны, кажутся неподвластными времени. Встречаются они и на многих других полотнах. Эти образы словно воплощают в себе некие первоосновы мироздания в понимании художницы. Мир, созданный ею, наполнен светом и радостью, а драматизм многих жизненных ситуаций всегда гасится извечным спокойствием природы. И всегда есть дорога, которая ведет человека вперед – неслучайно взгляд художника на автопортрете устремлен вдаль, «поверх головы» зрителя, как будто она всматривается в свое и наше будущее. Этот автопортрет Тамара Нуйя подарила Вологодской картинной галерее, а свое искусство этот светлый и мудрый художник дарит всем зрителям своих картин.

Светлана Гришина

Теги: Тамара Нуйя, ВОКГ

Новости по теме