С апельсиновым запахом, сладким послевкусием домашнего вина и горечью воспоминаний смешала свой рассказ главная героиня спектакля «Пять четвертинок апельсина» Фрамбуаз, роль которой исполнила заслуженная артистка РФ Ирина Джапакова. В Камерном драматическом театре 19 февраля состоялась очередная премьера.

На этот раз режиссер Яков Рубин взял в основу постановки книгу известной французской писательницы Джоан Харрис.

Главная героиня – дама, за плечами которой немало событий, – возвращается в родной городок, где она не была более 30 лет. И словно старые разбившиеся часы поворачивают время вспять, когда она листает кулинарную книгу, оставшуюся ей в наследство от матери. Фрамбуаз, расшифровывая записи в ней, возвращается к событиям давно минувших лет: воскресают забытые воспоминания, и кроме того, она видит прошедшее глазами матери. Оживает военное детство, когда у ребят еще не сформировались понятия морали, и они, не понимая того сами, помогали немцам – за помаду, шоколадку, рыболовные снасти сдавали своих друзей. Их знакомство с Томасом Лейбницем принесло в жизнь каждого из членов семьи смятение. А маленькая Фрамбуаз по уши влюбилась в этого взрослого немца, который по-доброму называл ее «рыбка» и приносил любимые апельсины. С матерью у Фрамбуаз были очень сложные отношения, несмотря на их сходство и в характере, и во внешности. Запах апельсина вызывал у матери мигрень.

Весь мир предстает единым перед глазами юношеской искренности и непосредственности, может быть, поэтому у детей нет понятия о том, что нельзя дружить с врагами, убившими отца. Хотя в Томасе ребята врага совсем не видят. Заканчивается, правда, эта дружба очень трагично для всех. Матерая щука, которую поймала в сети Фрамбуаз, исполняет самое главное ее желание: Томас «остается» навсегда в деревне… На их семью начинаются гонения, но не это тревожит Фрамбуаз, а гибель любимого человека, гибель по ее вине. Отдельным лейтмотивом этой истории становится колодец: в одном из описаний приготовления анчоусов владелица поваренной книги изображает их, утрамбованных в бочонке, как смотрящих на нее из колодца. Так, вещи погибшего Томаса дети прячут в колодец. Но проблема намного глубже: эта семья сама находится в колодце – колодце обстоятельств, которые и толкают их на сотрудничество с немцами, колодце безвыходности тяжелого военного времени.

Несмотря на нелегкие темы, спектакль не получился унылым и безрадостным. Ярких красок в этом путешествии во времени предостаточно. Это и детская улыбка главной героини, и «мольберт» из овощей и фруктов, полный буйства красок. И огромный оранжевый апельсин, как вкус детства Фрамбуаз, как яркое большое солнце в лице доброго Томаса. Даже одежда самой героини апельсинового оттенка. Зачем ей грустить, ведь в ее руках сокровище матери – поваренная книга с уникальными рецептами. Парочку из них зритель мог унести с собой и испробовать, приготовив дома, например, варенье из зеленых помидоров.

Ирина Джапакова сумела передать настроение и маленькой девочки, и повзрослевшей Фрамбуаз. На сцене она то и дело перевоплощалась в каждого героя истории, вживаясь в их образы – такие разные и порой противоречивые.

Спектакль получился с «грустинкой», но вкус и аромат ее – апельсиновый, а уж о прочих специях этого «театрального блюда» судить зрителям.

Теги: камерный театр, спектакль
Ирина Сорокина

Новости по теме