|
18 мая 2012 года, в Международный день музеев, в 14 часов в Архимандричьем корпусе Кирилло-Белозерского музея-заповедника состоялось открытие выставки «Из XXI в XVII век. История и костюм». Это совместный проект музея и создателей художественной ленты «Раскол». В открытии экспозиции примут участие режиссер картины Николай Досталь и представители телеканала «Культура».
В 2010 году на территории Кирилло-Белозерского и Ферапонтова монастырей проходили съемки многосерийного фильма «Раскол», повествующего о событиях середины ‒ второй половины XVII века. В апреле 2012 года лента была удостоена премии «Ника».
На выставке представлено более 50 царских, боярских, священнических облачений, созданных в 2008-2009 годах художниками по костюмам Евгенией Досталь и Еленой Лукьяновой. Их дополняют предметы из фондов Кирилло-Белозерского музея-заповедника эпохи патриарха Никона и старообрядцев: кресло и портрет патриарха, коллекция старообрядческих лубочных картинок, медных крестов, икон, складней.
По соседству с выставкой костюмов расположилась экспозиция, посвященная 400-летию обороны Кирилло-Белозерского монастыря от польско-литовских интервентов в 1612 году. Здесь представлены церковная утварь, строительные материалы XVI-XVII веков, подлинное оружие из коллекции музея, реконструкции доспехов и вооружения воинов XVII века из частного собрания.
Выставки объединены общим названием: «От Смуты до Раскола».
Одежда героев фильма «Раскол» и остальной реквизит позволяют достаточно точно и полно представить атмосферу XVII столетия. Размещение выставки на территории Кирилло-Белозерского музея-заповедника исторически оправдано. «В фильме есть два исторических места, где Никон действительно был в ссылке: это Кирилло-Белозерский и Ферапонтов монастыри. Когда мы снимали в этих стенах, актер Валерий Гришко чувствовал, что у него были какие-то правильные ощущения, когда мы попадали в те места, где действительно проходили события, они давали большую энергетику…» ‒ рассказал Николай Досталь, режиссер фильма.
Экспозиция занимает пять выставочных залов на первом этаже Архимандричьих келий и дает широкое представление о старинном праздничном мужском и женском костюме, покрой которого коренным образом изменился уже в XVIII веке. В семнадцатом столетии дорогие парадные одежды шили, как правило, из привозных тканей: бархата, парчи, шелка, тонкого сукна. В Россию они поступали из Италии, Турции, Ирана, Англии, Голландии и Франции. В отделке костюмов использовали лицевое и орнаментальное шитье, золотное кружево, жемчуг, драгоценные камни.
Для создания одежды персонажей фильма также использованы дорогие привозные ткани.
Самый большой зал выставки напоминает царские покои: центральное место занимает трон, на котором находится парадное облачение царя Алексея Михайловича. Оно обычно состояло из царского платна – распашной длинной одежды, очень расширенной книзу, с широкими короткими рукавами. Линия застежки встык, борта, низ платна и низ рукавов обшивались декоративной полосой. Сверху надевался круглый широкий воротник (бармы). Головной убор имел тулью конусообразной формы с меховым околышем. Обувью царя были короткие сапоги из сафьяна или бархата с дорогим шитьем, а с XVI века – мягкие, богато украшенные туфли.
По обеим сторонам от царского трона стоят два рынды. Рындами назывались оруженосцы-телохранители при великих князьях и царях в России в XVI‒XVII веках. Их одежда состояла из ферязи белого цвета, сшитой из бархата, атласа или сукна, с горностаевой опушкой и петлицами из серебряных шнуров. Поверх ферязи надевали две золотые цепи, перекрещивающиеся на груди, иногда драгоценный пояс.
Справа от царского трона расположены писарский стол, сундуки для хранения грамот. На столе ‒ реконструкция жалованной грамоты царя Алексея Михайловича Кирилло-Белозерскому монастырю на беспошлинную ловлю рыбы в реке Шексне и озере Белом.
Слева от трона экспонируется костюм грузинского царя Таймураза I.
У входа в зал висит костюм сокольничего. Сокольничий ‒ один из старинных чинов княжеского двора, стоявший во главе соколиной охоты, а иногда и всех учреждений военно-княжеской охоты. Костюм сокольничего состоит из особого кафтана-терлика и шапки. Его дополняют плетка и колчан.
За костюмом сокольничего вдоль стены на лавках, обитых тканью, располагаются боярские одежды. Своеобразным дополнением к этим костюмам являются головные уборы. В XVII веке головные уборы сохранили форму, близкую к домонгольскому периоду. Однако виды их стали гораздо разнообразнее, а отделка ‒ богаче.
В правой стороне зала представлена группа из семи торжественных облачений высших представителей духовенства. Высший чин в Православной Церкви составляли епископы или архиереи.
В облачение епископа входили подризник, епитрахиль, пояс, поручи, саккос, палица, омофор и митра. Полный комплект парадных одежд допетровских патриархов мог весить более 16 кг. Дополнением к архиерейским одеждам служила мантия.
В одном из залов экспозиции почетное место занимают экспонаты, связанные с патриархом Никоном.
Исторической реликвией, хранящейся в Кирилло-Белозерском музее-заповеднике, является кресло Никона. На нижней части съемных подлокотников кресла сохранилась надпись краской: «176 (1668)-го года марта в 1-й день сий стул зделан смиренным Никоном патриархом в заточении за слово Божие и за святую церковь в Ферапонтове монастыре в тюрьме». Это кресло было изготовлено в Ферапонтове монастыре, а позже взято Никоном с собой при переводе в Кириловскую обитель.
Портрет Никона, созданный неизвестным художником, восходит к знаменитой прижизненной парсуне патриарха. В верхнем левом углу изображен Новоиерусалимский монастырь, над ним ‒ в сиянии образ Воскресения Христова. В современной литературе портрет датируется второй половиной – концом XVIII века.
В прямоугольной витрине у входа демонстрируются епитрахиль, поручи, палица из реквизита к фильму «Раскол». По традиции они сшиты из дорогих ярких тканей, украшены шитьем. Одна вещь в этой витрине ‒ подлинная: это старообрядческий священнический пояс, который Е. Досталь подарила музею. На подиумах зала находятся патриаршеские облачения.
Еще одну келью занимают мужские и женские иноческие одежды, использованные при съемках фильма «Раскол», в том числе сценические костюмы, которые надевал актер Александр Коротков, исполнивший роль протопопа Аввакума.
В экспозицию также вошла подлинная коллекция богослужебных (дониконовских) книг из собрания Музея фресок Дионисия – филиала Кирилло-Белозерского музея-заповедника.
|