12+

Взгляд через века: рецензия на спектакль «Андрей Боголюбский»


Спектакль Владимирского академического театра драмы «Андрей Боголюбский» напомнил о том, как назывался прежде наш фестиваль – «Голоса истории великой». Как вы помните, под этим названием, прежде всего, подразумевалась история нашей страны, и на первом фестивале на подмостки вышли исторические персонажи русской истории.

Владимирский академический театр обратил наш взгляд не только на события 900-летней давности, но и на то, с чего 21 год назад начинался фестиваль.

«Андрей Боголюбский» – это «второе пришествие» на наш фестиваль режиссёра Сергея Морозова: два года назад мы видели его версию жития Александра Невского (спектакль Новгородского академического театра драмы). Та постановка была необычайно пафосной, яркой, но мало прибавила зрителям знаний и эмоций о герое русской истории. Спектакль Владимирского академического областного драматического театра значительно интереснее, сложнее, проникновеннее.

Его авторы представили нам исторического героя, не смотря на него снизу вверх, и постарались раскрыть противоречивость его личности. Да, Андрей Боголюбский – «собиратель земель русских», да, он, безусловно, лидер, который умел добиваться поставленных целей, но не чужды были ему сомнения и самонадеянность, жестокость и мнительность. Иначе чем объяснить, например, изменение отношения к бывшим единомышленникам с плюса на минус, что, в конце концов, привело его к гибели. Исполнитель главной роли народный артист России Николай Горохов проживает жизнь своего героя убедительно, придавая персонажу черты, свойственные обыкновенному человеку, впрочем, не избегнув некоторой театральности. И другие актёры, приподнявшись над повседневностью, что потребовал жанр спектакля – сказание – сумели придать своим персонажам человеческие черты. Может быть, в этом плане выделяются Н. Демидова (исполнительница роли Лыбеди) и А. Аладышев (роль строителя Ивана) – любовная пара, которая привносит в спектакль лирическую струю. Вместе с тем театр не чурается символики, что, несомненно, свидетельствует о трепетном и возвышенном отношении к излагаемым событиям, добавляет спектаклю необходимую долю пафоса, без которого, наверное, невозможно изложение фактов далёкой древности. Именно эта доля пафоса убеждает зрителя в том, что авторы спектакля ощущают себя преемниками тех, кто творил славную русскую историю.

На пресс-конференции после спектакля владимирцы сожалели, что им не удалось полностью перенести спектакль с привычной сцены на открытую площадку в Консисторском дворике Вологодского кремля. Артистам пришлось форсировать голос, изменить оформление, хореография спектакля не произвела, на их взгляд, нужного впечатления. У большинства зрителей, уверен, сожаления нет. Мы увидели убедительно показанную судьбу героя отечественной истории, узнали яркие факты служения Руси, мы приняли этот взгляд на дела давно минувших дней. Благодаря Владимирскому академическому областному драматическому театру мы услышали голос великой истории, голос, напоминающий нам о князе-строителе Андрее Боголюбском.



А. Сальников, театровед, фото Ирины Сорокиной