12+

Спектакль «Выходили бабки замуж» представили артисты Череповецкого камерного театра

26 июня 2012 года в Пятницкой башне Вологодского кремля спектакль «Выходили бабки замуж» представили артисты Череповецкого камерного театра. Театр впервые принимает участие в Международном театральном фестивале «Голоса истории».

История четырех пожилых женщин, рассказанная в один день, – так можно обозначить главный сюжет постановки. В их одинокую старость с похожими, тянущимися друг за другом днями врывается он – интересный мужчина в солидных годах – Абдулла (Анатолий Чадов). И тут начинается переполох: каждая героиня в один миг преображается. Пусть за плечами уже длинная жизнь, полная горьких разочарований: Полину (Вера Ергина) бил муж; Авдотья (Сергей Павлов) потеряла своих любимых во времена Гражданской войны; Иваниха (Алена Родина) «строила социализм», да не смогла воспитать собственного сына, а Васена (Татьяна Макарова) так и не дождалась любви, поэтому придумала историю про трех мужей. Героинь отличает разный характер и темперамент: одна с оптимизмом смотрит на все происходящее в жизни да песни поет; вторая мужа вспоминает, да слезы льет по прошедшим денькам; третья продолжает «строить» всех вокруг и за порядком следить; четвертая и вовсе лежит на кровати и двух слов за день не скажет. У всех есть свой чемоданчик, хранящий истории, свой бабий угол, который подчеркивает их разные судьбы. А вместе они представляют собирательный образ простой русской женщины.

Казалось бы, живут в доме престарелых как у Христа за пазухой, но тепла да ласки не хватает. И когда появляется Абдулла, он становится для героинь объектом пристального внимания: каждая желает завоевать его расположение, каждая хочет вырваться из этого дома, чтобы жить в простой русской деревенской избе с беленой печью. Вот и заневестились старушки: обхаживают Абдуллу, идут на хитрости – и пляшут, и песни поют, и вином поят, и флиртуют, и самое верное средство применяют – женские слезы. Добрый Абдулла обещает каждую взять в жены: татарину по мусульманским обычаям на это есть возможность. Яркая сцена спектакля – свадьба, ставшая кульминацией всего действа. Она сделала счастливыми каждого героя. И старушек, которые за этот вечер с Абдуллой прямо на глазах ожили и помолодели, и жениха, который вовсе не прочь иметь настоящий гарем. Но не всем мечтам суждено сбываться: приходит председатель и разбивает все планы «молодоженов». Нет теперь у Абдуллы дома: избу его, как и у старушек, разобрали по бревнышку, а героя определили в мужскую комнату интерната для стариков, где его ждет та же участь, что и новоиспеченных невест. Остаются женщины с печалью в глазах, да с грустной песней на устах о том, что каждый день идет дождь. Этот дождь – символ однообразия в их угасающей жизни. Он, словно слезы стариков, объединенных болью одиночества. Спектакль построен на контрасте: с одной стороны, он полон шуток, которые заставляют зрителя улыбаться, а с другой – в нем поднимаются проблемы, о которых нельзя не думать с грустью. Это и исчезающие деревни, и одиночество на старости лет, и отсутствие надежды, так необходимой людям любого возраста. Но главный урок всё же – это не терять оптимизм и с улыбкой идти по волнам проблем жизни. Для героинь спектакля встреча с Абдуллой – лучик света, денек радости, когда каждая из них почувствовала себя еще кому-то нужной. Пусть постановка и завершается песней про дождь, но хочется верить, что поселившийся неподалеку Абдулла будет не раз наведываться к своим женам и дарить каждой вместо цветов частичку тепла.


Ирина Сорокина