12+

Борис Любимов: «Тупика никогда не бывает»


В большом зале Вологодской областной универсальной научной библиотеки 26 июня 2012 года в рамках Международного театрального фестиваля «Голоса истории» состоялась встреча с известным российским театроведом, педагогом, кандидатом искусствоведения, заслуженным деятелем искусств РСФСР Борисом Любимовым. Наш город для именитого гостя имеет особое значение, ведь в истории его семьи он сыграл свою роль: прадед Бориса Любимова Михаил Николаевич Кормилицын с 1882 по 1892 год был вологодским губернатором.


«Сегодня я под сильным впечатлением, потому что увидел дом и даже кабинет, где когда-то работал мой прадед, лестницу, по которой бегала в детстве моя бабушка. Прадеда я не застал, а бабушку знал хорошо. Этой поездкой я приоткрыл для себя определенный пласт своей истории. И я очень благодарен вологжанам за такую возможность», – первым делом признался Борис Любимов.

На встрече обсуждались не только вопросы искусства, был затронут вопрос отношения поколений к временам, в которые они живут. Современники, считает Борис Николаевич, относятся к своей эпохе либо до бездумности оптимистично, либо злоупотребляют мрачными тонами. Стоит посмотреть телевизор, выйти на улицу, и можно увидеть, что эта тенденция сейчас особенно остра. Кто прав, и как современные умонастроения коснутся культуры в целом и театра в частности – такую тему для размышления театровед предложил слушателям. Как отразится сегодняшний день в произведениях новых самородков? А такие, считает Любимов, уже появились: «Сейчас популярно говорить о гибели российского театра, его неминуемом увядании. Однако, в одной только Москве уже есть несколько молодых режиссеров, умеющих глубже, чем предшественники, понимать автора; вникающих в нюансы авторского текста; уважающих актера; создающих сильные, интересные для исполнения и восприятия роли. В Петербурге, думаю, тоже имеется немало интересных личностей. А в дополнение к этому – существует мнение, что самые передовые театралы сегодня живут в Сибири. Так что говорить об упадке не только рано, но и бессмысленно, особенно если последить историческую тенденцию. Количество выдающихся режиссеров и драматургов в скором времени может стать небывалым доселе».

Широко обсуждалась тема, напрямую связанная с тематикой фестиваля, – отражение в театральном искусстве исторических событий. «Волна постановок, рисующих царей, купцов, бояр, крестьян, хлынула на сцены после падения жесткой идеологии. Это была реакция на потребность в переосмыслении прошлого. Однако, в какой-то момент историческая тематика стала приедаться, и причина здесь кроется не в бедноте русской истории, а скорее в обилии штампов. Обращение к прошлому сейчас возможно лишь при умелом подходе, – отметил Борис Любимов. – Сотни тысяч драматургов сегодня пишут одну и ту же пьесу, в то время как за рамками их творчества остаются целые пласты русской истории. Восемнадцатый век почему-то обходят стороной, практически вовсе не затрагиваются послевоенные темы (о событиях после великой Отечественной войны) – до них театр еще не добрался, они еще мыслятся как современность. В пересечении Страны Советов и современной России тоже можно найти массу интересного, незаезженного материала. Трудности сегодня могут быть с организацией постановки, но не с содержанием. Совсем скоро молодые режиссеры ответят на самые главные исторические вопросы».

«Не безнадежна жизнь, которой мы живем, – считает Борис Николаевич. –Пускай, сегодня осталось мало людей, готовых работать на чистом энтузиазме, пускай сцена сейчас не так богата на поразительные постановки, однако скоро нас ждет очень интересное время. А про тупик в развитии театра говорить бессмысленно, тупика никогда не бывает».

 



Андрей Сюткин, фото Ирины Сорокиной