12+

О наслаждении: рецензия на спектакль «Дядюшкин сон»


Украшением фестиваля, его изюминкой должен был стать спектакль Российского государственного академического Большого драматического театра им. Г. А. Товстоногова «Дядюшкин сон». Надежды организаторов фестиваля оправдались. Кто-то ждал респектов в сторону Вологды: как-никак, а знаменитый фильм с тем же названием снимался у нас. Но на пресс-конференции Олег Басилашвили отрезал: «Действие происходит совсем в другом городе». 


В город Мордасов после шестилетнего отсутствия приезжает князь К. Это событие взбудоражило весь город. Особенную активность проявила Мария Александровна Москалёва. Она не подозревала, какие страсти разгорятся и в городе, и в её доме, когда приедет князь… Главные роли в этом спектакле играют А. Фрейндлих и О. Басилашвили. Нетрудно догадаться, что режиссёр Т. Чхеидзе поставил пьесу «Дядюшкин сон» именно в расчёте на этих мастеров. Впрочем, другие участники спектакля не теряются на их фоне. Мозгляков в исполнении К. Жандарова – расчётливый и настойчивый соискатель руки Зинаиды – дочери хозяйки дома, где происходит действие. Цинична и своенравна дальняя родственница Москалёвой Настасья Петровна Зяблова в исполнении заслуженной артистки России М. Лавровой. Заслуженный артист России Евгений Чудаков – исполнитель роли мужа Москалёвой – представляет нам типичного подкаблучника, для которого единственным способом избежать постоянных претензий жены является поездка в деревню. А уж возвращение в город – чистое мучение. Убедительна и городская сплетница, до поры до времени сохраняющая видимость задушевной дружбы с товарками – полковница Карпухина (её играет народная артистка России Е. Попова). Одним словом, в спектакле БДТ мы увидели слаженный актёрский ансамбль, в котором каждый слышит и чувствует друг друга, работает на общую идею спектакля.

Действие происходит в окружении реально старинных предметов. Пианолы (числом 3), огромное зеркало на подставке, старинные часы с одной стрелкой, венские стулья. Некоторым контрастом выглядит гарнитур в стиле модерн, но это можно объяснить тем, что спектакль выездной и артистам, видимо, вновь пришлось, как и на прошлом фестивале, воспользоваться помощью хозяев. Увы, ни одна пианола не зазвучала, как ни заводили их персонажи. Только через фонограмму мы могли представить, как же звучат эти инструменты.

Сон, «этот очаровательный сон» трагически завершился. Не выдержав эмоционального потрясения, князь покидает бренный мир. Взмывают вверх массивные часы: отсчёт земного времени для главного героя завершился. За часами поднимается узкая белая лента, символизирующая путь в лучший из миров. А в глубине сцены танцует та, которая так потрясла старого ловеласа, взгляд которой оказался для него последним в жизни наслаждением.

У нас же, зрителей, наслаждение от прекрасного спектакля, от встречи с прекрасными актёрами останется надолго.



А. Сальников, театровед, фото Ирины Сорокиной