27 июня 2012 года на фестивале «Голоса истории» постановку «Возвращение» в Вологодском кремле представили артисты Кемеровского театра для детей и молодежи.

В основу спектакля взят одноименный рассказ Андрея Платонова. Алексей Иванов, которого сыграл молодой артист Евгений Белый, после окончания войны возвращается домой, но не торопится увидеться с семьей… Он чувствует, что за время его отсутствия многое изменилось, и разрушить стену отчуждения, отделяющую его от близких, родных, самых дорогих когда-то, в «прошлой жизни», людей, – задача не из легких. В памяти остались лишь обрывки тех счастливых дней: война перевернула все и, в первую очередь, изменила сознание. Она разделила их жизнь на «до расставания» и «после него», что нашло свое отражение в художественном решении спектакля: пространство сцены на две части разбили рельсы. И герои на протяжении всей постановки находятся по разные стороны, делая робкие шаги навстречу друг другу, пытаясь преодолеть духовное разобщение. Очень проникновенна сцена диалога отца и сына, когда мальчик после ссоры родителей первым подходит к взрослому мужчине и дает ему довольно мудрый совет, рассказывая историю соседа Семена и его жены Анюты. Этот момент перехода через рельсы для Пети (Александр Акимов) – настоящий подвиг: он разрушает тяготившее всех препятствие и пытается найти ключик к сердцу папы. Рано повзрослевший Петя сделался полноправным хозяином в семье, он взял на себя ответственность не только за сестру, но и за мать.

Во время отсутствия отца он стал мужчиной в доме. Ему трудно попрощаться с этой ролью, перестроиться, но он первым идет на сближение, и в этом ему помогает чувство ответственности за семью. Можно подобрать очень много трактовок рельсам: это и идущие параллельно (в том числе и во время войны) жизни героев; это и желание Алексея Иванова вернуться по дороге обратно туда, где все было ясно, где подвигом считались бои за мирное небо, а не борьба с жизненными перипетиями и воспитание детей. Эти рельсы и как трещина в мире каждого героя, им необходимо осмыслить новые обстоятельства, чтобы соединить частички в единое целое – в семью.
  

Какого-то динамичного развития сюжета нет, и он в спектакле не нужен, ведь самое главное в постановке – психологическая составляющая, некое напряжение, нарастающее с каждой секундой и заставляющее зрителя, затаив дыхание, следить за немыми сценами, которые говорят намного больше, чем слова: каждое движение и взгляд имеют свою силу, буквально кричат о наболевшем. Мгновения тишины таяли в стенах древнего Кремля и в колокольном звоне, трогали внутренней глубиной ситуации.

В спектакле отчетливо выражены две составляющих – историческая и современная. Первая возникает за счет событий самой истории, ограниченной временными рамками послевоенных лет, вторая касается роли мужчины в семье, в обществе в целом и связана с переосмыслением семейных ценностей, что и произошло в итоге у каждого из героев спектакля. Молодым актерам Театра для детей и молодежи – Евгению Белому, Светлане Лопиной, Александру Акимову, Евгении Колотовой и режиссеру-постановщику Ирине Латынниковой – вологодские зрители аплодировали стоя.

«Рассказ Платонова о том, как отец покинул семью. А он там – главный, он необходим мальчишке, он должен воспитать настоящего хорошего парня. И наш спектакль призывает отца вернуться в семью, возвратив ей гармонию, – так обозначила Ирина Латынникова основную идею постановки, – мы говорим, в первую очередь, не о войне, хотя от этого уйти невозможно, а о сегодняшнем дне».

«Возвращение» артисты на открытой площадке играли впервые и, конечно же, для них это новые ощущения и открытия. Светлана Лопина поделилась впечатлениями: «Несколько потерялась камерность нашего спектакля, потому что там много крупных планов, долгих пауз, и мы ощущали, как эти паузы несколько «провисают», но нам не хотелось их купировать, ускорять темп. Нам очень понравилась идея начинать спектакль в 11 часов вечера, у нас в это время уже достаточно темно, а здесь темнеет ближе к часу ночи, и наступление абсолютных сумерек произошло в самый нужный момент, придав спектаклю естественную камерность. В первые минуты играть было нелегко, но это для нас колоссальный опыт. Мы с удовольствием представили бы его еще на этой площадке. Когда мы репетировали, колокола постоянно звучали, и мы приняли это за хороший знак».

«Опыт игры на новой площадке – всегда другие эмоции. Такое исполнение помогает посмотреть на спектакль иначе, позволяет внести какие-то дополнения. Когда мы расставили декорации, нам казалось, что все как-то размазалось по площадке, но перед самим спектаклем прошел дождь, и все стало каким-то единым целым», – добавил Евгений Белый.

На просьбу рассказать о жизни Кемеровского театра для детей и молодежи Ирина Латынникова сразу же призналась в любви своей творческой команде: «Я работаю 8-й сезон в этом театре. Он – молодой, создан 20 лет назад, «вырос» из театральной студии. Мы стараемся, чтобы репертуар был серьезный, иначе, зачем вообще работать? Для развлечений есть другие учреждения. Театр должен воспитывать сердце ребенка, подростка, молодого человека. Без комедий тоже нельзя обойтись, но они должны быть хорошими, добрыми. Так, например, у нас есть спектакль «Шестеро любимых» Арбузова, который очень нравится молодежи. Последняя наша премьера создана по книге Марины Полей «Long distance, или Славянский акцент». Также в театре идут постановки современных авторов: «Великолепный рогоносец» Кроммелинка, «Включите свет» братьев Пресняковых. В репертуаре присутствуют «Пегий пес, бегущий краем моря» Айтматова; замечательные детские спектакли «Волшебное кольцо», «Путешествие Нильса с дикими гусями». Не так давно у нас прошла акция «Ночь в театре». Если постановка заставляет задуматься хотя бы двух-трех зрителей, это уже для нас результат. А в Вологде очень хороший зритель, мы получили колоссальную отдачу на спектакле».














































Теги: Голоса истории
Ирина Сорокина

Новости по теме