12+

Рецензия на спектакль «Рядовые»

Второй спектакль Череповецкого камерного театра, показанный на «Голосах истории», поставлен Сергеем Закутиным по пьесе Алексея Дударева «Рядовые». Пьеса написана почти 30 лет назад, когда историческое осмысление Великой Отечественной войны меняло вектор с «побед полководцев» на «победы рядовых». Поэтому «Рядовые» – не масштабное полотно, а почти камерное действо, герои которого испытывают вполне понятные чувства, где нет пафоса победителей, а скорее усталость от войны. И понимаешь, что утверждение А. Платонова «без меня народ не полный» верно было и в далёкие времена, и тогда, когда писатель так точно её сформулировал. Каждый из героев спектакля «Рядовые» имеет свою судьбу, и их судьбы составляют общую судьбу народа-победителя.

Действие происходит в дни окончания войны. На сцене высокие ажурные арки, напоминающие своды готического собора. В центральной арке, в её верхней части, православная икона – образ Богородицы. Строгости готической архитектуры контрастирует нависающий над арками полузанавес из белых весенних цветов. Это напоминание, что действие происходит весной – в то время года, когда начинается новая жизнь, когда возрождаются светлые надежды на будущее.

Герои «Рядовых» проживают свои жизни удивительно просто, исполняют свой долг, понимая, что только вместе они будут победителями в войне. Им не чуждо сострадание, которое за 4 года войны, казалось бы, они должны были утратить. Именно это проникновенное чувство пронизывает весь спектакль. Режиссёр Сергей Закутин сознательно раздал роли молодым актёрам. Тем самым подчёркивается, что войну, в основном, заканчивали молодые солдаты. Может быть, потому что актёрский состав спектакля молод, порой не хватает какой-то мудрости, осмысления авторами спектакля важности происходящих событий. Всё же, за будничностью подхода, как мне представляется, следовало бы пусть пунктиром, намёком сказать зрителю, что старания рядовых – это не просто работа или эпизоды в их жизни. Это эпизоды в истории большой страны, из которых сложилась великая Победа.




Алексей Сальников, фото Ирины Сорокиной