Зачем зрители ходят в театр? Одни – отвлечься от повседневной суеты, развлечься. Другие – узнать что-то новое (таких пытливых, надо сказать, меньшинство). Третьи идут в театр за удивлением.

Первыми Пятницкую башню Вологодского кремля на XI Международном театральном фестивале «Голоса истории» «обживали» артисты Череповецкого камерного театра. На подмостках появились герои трагикомедии Ф. Булякова «Выходили бабки замуж». На какого зрителя рассчитан этот спектакль?

Очевидно, что ни на вторых, ни на третьих, о ком говорилось выше.

Колхозный приют для ветеранов. Живут в нём четыре пенсионерки, существование которых скрашивают только воспоминания о событиях молодости. От обыденности одна из них начинает заговариваться, другая приобщилась к выпивке, третья поддерживает себя в тонусе тем, что взяла на себя обязанности коменданта, четвёртая почти не встаёт с постели. Чтобы бабушки не чувствовали себя брошенными, их время от времени навещает председатель, громогласно шутит, спрашивает, не надо ли чем-то помочь. Привычное течение жизни в «старушечьей обители» нарушает решение председателя на одну ночь устроить в приют мастера по подковке лошадей: ещё не все лошади в колхозе подкованы, а до родной деревни ночью ему трудно добраться. Вот в этот-то момент и начинаются перемены…

Ситуация, в которой оказались герои спектакля развлекательна с самого начала. Драматург, а за ним и режиссёр спектакля стараются придать комической истории трагизм, но, несмотря ни на что, в памяти остались только комические сцены. Сложности человеческих судеб продекларированы, но не получили убедительного воплощения. В принципе «просто о сложном» осталась только первая составляющая.

Сознаюсь, я не большой поклонник пьес о жизни в деревне. Нет, не потому, что не люблю сельскую жизнь или отношусь к селянам с пренебрежением. Вина, наверное, в драматургах, которые чаще всего рисуют сообщество сельских жителей по шаблону: обязательно должен быть кто-то веселящий всех – этакий местный дурачок, речь которого пересыпана народными присловьями; персонаж, изнывающий от сложностей сельской жизни, мечтающий все изменить, но ничего для этого не делающий, а, столкнувшись с невозможностью что-то изменить, продолжающий скорбное существование. Всё это вы увидите и в пьесе Череповецкого камерного театра по пьесе Ф. Булякова «Выходили бабки замуж». Театр развлекает зрителя на всю катушку: тут и шутки, и частушки, и пляски. Да к тому же одну из героинь – самую, пожалуй, пылкую – играет мужчина, что придаёт спектаклю особую пикантность.

И ещё одно воспоминание. На одном из фестивалей был показан спектакль под названием «Где тут про воскрешение Лазаря». После спектакля череповчан у меня возник вопрос: где тут про «Голоса истории»? В спектакле ответа на него нет, поэтому я адресую этот вопрос постановщикам и организаторам фестиваля.


 












































Теги: Голоса истории, Камерный театр Череповца
Алексей Сальников, театровед, фото Ирины Сорокиной

Новости по теме