Кино Германии широко представлено в программе III Международного фестиваля молодого европейского кино «VOICES», и это неслучайно, так как 2012 год объявлен Годом немецкой культуры и немецкого языка в России. В связи с этим обращение к теме истории взаимоотношений русского и немецкого кинематографа своевременно и актуально. 


История сотрудничества российских и немецких кинематографистов насчитывает не один десяток лет. Еще в 1924 году на базе советского киноателье «Русь» и немецкого кинобюро «Общество международной рабочей помощи» была создана кинокомпания «Межрабпом-Русь», позже переименованная в «Межрабпомфильм». Именно на этой студии были сняты картины «Аэлита» Якова Протазанова, «Девушка с коробкой» Бориса Барнета и «Путевка в жизнь» Николая Экка. В Германии в 20-30-е годы ХХ века работали в кино русские кинематографисты: режиссер Яков Протазанов, актеры Иван Мозжухин, Михаил Чехов, Вера Малиновская, Ольга Чехова.

После Второй мировой войны традицию совместных советско-германских проектов продолжили фильмы, снятые в копродукции с киностудией DEFA. Киностудия DEFA была открыта в 1946 году на развалинах легендарной студии UFA, где в свое время творили великие Фриц Ланг и Фридрих Мурнау. Спустя три года страна была официально разделена на ГДР и ФРГ, и DEFA стала главной киностудией Восточной Германии. Она просуществовала 44 года и закрыла производство в начале 90-х – как раз в тот момент, когда пала Стена, а Германская Демократическая Республика исчезла с карты мира.

С 1946-го по 1990-й на киностудии DEFA было снято более семисот полнометражных кинолент. Тематическим разнообразием эти картины не отличались. В основном это были драмы о войне, экранизации литературной классики, биографии деятелей революционного движения и лишь в очень редких случаях ленты о современности. Долгие годы считалось, что главные достижения DEFA – пропагандистские фильмы об антифашистах и деятелях компартии Германии, а также популярные в Советском Союзе и других странах соцлагеря «истерны» про американских индейцев. Новая волна интереса к картинам DEFA появилась в конце 90-х. Выяснилось, что, пока на Западе творили историю немецкого кино Райнер Вернер Фассбиндер, Фолькер Шлендорф, Вим Вендерс и другие известные кинематографисты, за Стеной существовали свои мастера, чьи произведения заслуживают самого пристального внимания киноведов и публики.

Например, Вольфганга Штаудте, снявшего ленту «Убийцы среди нас» (1946) – первый немецкий послевоенный фильм и одновременно первый фильм, снятый на только что открытой киностудии DEFA. Это история о возвращении жителей в разрушенный Берлин и об их попытках наладить мирную жизнь в стране, лежащей в руинах. Режиссер Вольфганг Штаудте снимал эту картину «по горячим следам», в декорациях, предоставленных самой жизнью: появляющиеся в кадре разрушенные дома и разбитые дороги - вполне реальные. По мнению историков кино, «Убийцы среди нас» входят в список ста лучших лент немецкого кино.

Конрад Вольф – штатный гений студии DEFA, режиссер с уникальной биографией. В 1934 году его семья эмигрировала из нацистской Германии в Советский Союз. Вторую мировую войну Вольф прошел в составе советских войск, дошел до Берлина, в 1945-м был назначен военным комендантом города Бернау. После отучился во ВГИКе в мастерской Сергея Герасимова и уехал в Восточную Германию, где сделал успешную карьеру: Вольф 17 лет руководил Академией искусств ГДР и дважды (в 1959-м и 1968-м) становился лауреатом Национальной премии ГДР.

Как режиссер Конрад Вольф снял больше десятка художественных фильмов. Среди них несколько картин совместного немецко-советского производства. Например, в 1968 году Конрад Вольф снял военную автобиографическую драму «Мне было девятнадцать» – самая пронзительная картина в его творчестве. Сценарий фильма основан на военных дневниках режиссера. Главный герой, 19-летний Грегор Хеккер – немец, выросший в Советском Союзе. В апреле 1945-го он возвращается на родину в Германию в составе Красной армии. Среди своих товарищей он единственный, кто не чувствует себя победителем. Вглядываясь в лица соотечественников, Грегор пытается осознать весь масштаб произошедшей трагедии. В главных ролях заняты не только немецкие, но и советские актеры: Василий Ливанов, Галина Польских, Алексей Эйбоженко. Фильм причислен историками кино к списку ста важнейших лент немецкого кинематографа.

В 1971 году Конрад Вольф становится режиссером картины «Гойя или тяжкий путь познания», снятый совместно киностудиями DEFA и «Ленфильм». Это была экранизация одноименного романа Лиона Фейхтвангера о жизни знаменитого испанского художника Франсиско Гойи. Фильм сделан с голливудским размахом: дорогие костюмы, роскошные декорации и звезды советского кино в главных ролях. Испания конца XVIII века воссоздана с монументальной тщательностью. Картина балансирует между эпосом и лирикой, повествуя о превращении Гойи из модного придворного художника в бунтаря-одиночку. В роли Гойи – литовский актер Донатас Банионис, также в фильме снялись Михаил Козаков и Людмила Чурсина. В 1971 году лента была удостоена приза Союза художников СССР и специального приза жюри на Московском международном кинофестивале (фильм включен во внеконкурсный показ кинофестиваля «VOICES – 2012 в программе «Русско-немецкий киномост»).

Одной из главных тем в советском кинематографе стала тема Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Снимались крупные эпические картины: «Освобождение», «Сталинград», «Битва за Москву», «Победа», «Через Гоби и Хинган», «Солдаты свободы», «Щит и меч», а также более камерные фильмы: «Встреча на Эльбе», «Пять дней, пять ночей», «Люди и звери», «Александр маленький» – с участием киностудии DEFA и немецких актеров. На нынешнем кинофестивале «VOICES» представлены два фильма, продолжающих традиции создания совместных кинопостановок о Второй мировой войне: фильм «В тумане» режиссера Сергея Лозницы по одноименному роману Василя Быкова и картина «4 дня в мае» немецкого режиссера Ахима фон Борриса.

Еще одним направлением совместного сотрудничества кинематографистов СССР и ГДР стали исторические ленты: «Юность Петра», «В начале славных дел» (1980-1981), «Карл Маркс. «Молодые годы» (1979), а также экранизации: «Ася» (1977) по повести И. Тургенева и «Города и годы» (1973) по роману К. Федина.

«Индейская» серия производилась на студии DEFA почти 20 лет – с середины 60-х до середины 80-х годов. Первым фильмом стала лента «Сыновья Большой медведицы», последним – «Вождь Белое перо». Самыми успешными фильмами серии были картины с участием югославского актера Гойко Митича, за свою карьеру сыгравшего десять вождей девяти разных племен. Три фильма этой серии снимались совместно с кинематографистами СССР: «След Сокола» (1968), «Апачи» (1973), «Ульзана» (1974).
«Ульзана» - один из лучших фильмов Митича, история о борьбе апачей за свою землю с бандитами из «Тусонской торговой компании». Лента снималась в Узбекистане, недалеко от Самарканда, так что на самом деле бескрайние просторы американской Аризоны изображают узбекские степи (картина представлена во внеконкурсной показе кинофестиваля VOICES в программе «Для взрослых и детей»).

Еще на фестивале «VOICES» можно будет увидеть знаменитый немецкий фильм «Гуд Бай, Ленин», с участием российской актрисы Чулпан Хаматовой.

Музой III Международного фестиваля молодого европейского кино «VOICES» станет немецкая актриса и певицей Катя Риманн, в этом году снявшаяся в кинокартине копродукции России и Германии «Как назло Сибирь».











































Теги: VOICES, Татьяна Канунова
Киновед, член Союза кинематографистов России Т. Н. Канунова

Новости по теме