12+

Киновед Александр Марков представил фильм «Гойя, или тяжкий путь познания»



Картина 1971 года «Гойя, или тяжкий путь познания» совместного производства киностудий DEFA (ГДР) и «Ленфильм» была представлена в рамках предварительного показа фестиваля «VOICES» 5 июля 2012 года историком кино Александром Марковым (Санкт-Петербург).

Лента является экранизацией одноименного романа Лиона Фейхтвангера о жизни знаменитого испанского художника Франсиско Гойи (1746 – 1828), созданной немецким режиссером Конрадом Вольфом. Фильм изображает сложную творческую судьбу Гойи, поднимая вопросы отношения художника и власти, художника и потребностей его времени.

«Конрад Вольф – режиссер с российским менталитетом, потому что ещё в 1934 году его семья эмигрировала из нацисткой Германии в СССР. Вторую мировую войну Вольф прошел в составе советских войск, дошел до Берлина. Потом окончил ВГИК и уехал в Восточную Германию. В 1970-м году у него появилась возможность снять картину совместно со студией “Ленфильм”», – рассказал Александр Марков.

В фильме задействован интернациональный актерский состав: румынские, испанские, грузинские, сербские, хорватские артисты.

Великая грузинская актриса Верико Анджапаридзе играет мать Гойи, Ариадна Шенгелая – жену Гойи Хосефу, знаменитая исполнительница цыганских песен Оливера Вуко из Югославии – герцогиню Альбу. Литовский актер Донатас Банионис (известный многим по «Солярису» А. Тарковского) безупречно исполнил роль самого Гойи.

Александр Марков обратил внимание зрителя на особенности съемочного процесса: «Можно сказать, что это пик, расцвет школы «Ленфильма». Над картиной работал оператор студии Константин Рыжов вместе с любимым оператором Вольфа Вернером Бергманном, и завораживает особенная изысканность каждого получившегося кадра. В картине вы увидите неповторимую атмосферу широкоформатного кино, которое в 1970-е годы имело огромную популярность, ведь разрешающая способность пленки намного выше. Это наш советский, если можно так сказать, Голливуд».

Конфликт, когда салонный художник (а Гойя был придворным живописцем) становится автором-революционером (речь, прежде всего, идет о гравюрах серии «Бедствия войны») в период начала и середины второй половины XX века, был особенно актуален. Выбор между спокойной жизнью в достатке с любимой женщиной и между истинным искусством, столь необходимым Испании в момент Гражданской войны, обличающим пороки внешние и внутренние, дается Гойе нелегко.

«Сюжет взаимоотношения художника и власти интересовал и советских режиссеров, и если мы вспомним трудную судьбу «Андрея Рублева» Тарковского в конце 1960-х годов, то, конечно, встанет вопрос: «Почему при социализме Конрад Вольф получил право снимать такую картину?». Дело в том, что его брат занимал руководящий пост в Министерстве государственной безопасности ГДР, и это давало возможность режиссеру создавать шедевры и не сталкиваться с политическими запретами», – отметил программный директор фестиваля «VOICES» Игорь Гуськов.

Александр Марков также привез выставку фотографий из фондов «Ленфильма», посвященную фильму. Она открыта на втором этаже кинотеатра «Салют».

Повторный показ ленты «Гойя, или тяжкий путь познания» состоится 7 июля в 11.30 в кинотеатре «Салют» в рамках программы «Русско-немецкий киномост».


Юлия Шутова