12+

На «VOICES» показан документальный фильм «Примечания к прошлому»

6 июля 2012 года на III Международном фестивале молодого европейского кино «VOICES» был показан документальный фильм «Примечания к прошлому», посвященный фотокорреспонденту Евгению Халдею.
 

Пожалуй, любая творческая судьба складывается из череды везений. В жизни Евгения Халдея необыкновенных поворотов, событий и стечений обстоятельств, когда он оказывался в точках пересечения самых что ни на есть ключевых событий эпохи, было столько, что с лихвой хватило бы на несколько выдающихся биографий. Начав фотографировать в 13 лет еще самодельной камерой, он успел запечатлеть все вехи советского прошлого. В тридцатые годы это были портреты героев и вождей индустриализации, в сороковые – летопись военных событий, после войны – этапы мирного развития страны. Наверняка для многих зрителей, попавших на эту картину, стало настоящим откровением, что едва ли не все знакомые с детства по учебникам истории, растиражированные в СМИ и расклеенные по билбордам накануне 9 мая снимки, сделаны «Лейкой» этого фотодокументалиста. «Знамя над Рейхстагом», «Парад Победы в 1945 году», «Поверженные фашистские знамена на Красной площади», «Регулировщица», кадры Потсдамской конференции и Нюрнбергского процесса – любой из этих снимков уже вписал бы имя своего создателя во всемирную историю фотографии. Увы, сегодня в нашей стране имя Евгения Халдея не так широко известно, как за рубежом: его «Лейка», с которой «солдат с фотоаппаратом» прошел всю войну, сегодня хранится в музее фотографии в Лос-Анджелесе, архивы неоднократно предлагали выкупить различные международные организации. В нашей же стране редкие фотоматериалы сохранились только благодаря самому фотографу и его семье. «С грустью думаю, что однажды все это будет выброшено на помойку, как и вся эта эпоха», – говорил Евгений Халдей о своем наследии.

На презентацию фильма в Вологду приехала дочь фотографа Анна Халдей и автор картины Галина Долматовская, дочь поэта и фронтового друга фотографа. Они рассказали о работе над картиной, поделились малоизвестными моментами из жизни Евгения Ананьевича.

«Отец был единственным советским фотокорреспондентом, аккредитованным на Нюрнбергском процессе, – рассказала Анна Евгеньевна уже после показа фильма. – Его снимки находились в числе доказательств преступлений фашистов, поэтому он участвовал в Процессе в качестве свидетеля. Места для прессы были строго расписаны, перемещаться по залу во время слушаний было строжайше запрещено, и тогда он за две бутылки виски «выторговал» удачную точку съемки у одного из американских переводчиков».
 

Для создания знаменитого «Знамени над Рейхстагом» фотографу также пришлось проявить смекалку. Узнав, что предстоит лететь в Берлин, Халдей вместе с соседом по квартире, портным Израилем Кашицером за ночь смастерили из «месткомовских скатертей» три красных флага, которые затем были использованы для постановочной съемки на крыше Рейхстага.

Несмотря на создание целой галереи героических образов советских людей как на фронте, так и в мирное время, партийные идеологи подвергали творчество Евгения Халдея критике за излишнюю лиричность, сиюминутность и отклонение от указанного партией курса. Так, например, случилось с великолепной серией фоторабот, сделанных в разрушенном Севастополе, где жители города и матросы, еще вчера участвовавшие в боях, загорают на пляжах освобожденного города… Дважды – в конце сороковых и в начале семидесятых годов – Евгения Халдея увольняли якобы «за политическую неграмотность».

Но творческая удача все равно сопутствовала ему на протяжении жизни. Одно из ее доказательств – представленная в эти дни в помещении Вологодской областной филармонии выставка уникальных по своей исторической ценности фотографий, сделанных в 1946 году во время первого Каннского кинофестиваля.

«Отец оказался в Каннах вместе с советской делегацией случайно, – говорит Анна Евгеньевна. – Журналистов на фестивале было мало, фотокорреспондентов в их числе оказалось всего два».

Сегодня снимки, сделанные на первом Каннском фестивале и выставлявшиеся до этого только во Франции, стали своеобразным подарком для вологжан, которым первыми в России посчастливилось увидеть эти редкие фотодокументы, рассказывающие о послевоенном триумфе советского кино.


Наталья Молчанова