7 июля 2012 года в рамках III Международного фестиваля молодого европейского кино «VOICES» в кинотеатре «Салют» состоялся показ фильма Андрея Зайцева «Бездельники» (2008).

Сюжет фильма прост, если не сказать тривиален. Два молодых парня, друзья, влюбляются в одну и ту же девушку Сашу (Александра Тюфтей). Саше (Анрей Шибаршин) она отвечает взаимностью, Сергей (Антон Шагин) молча страдает, но в конце концов открывает ей свои чувства. Она резко отталкивает его, но спустя какое-то время, после случайной встречи у них начинается бурный роман. Обманутый друг нечаянно застает их вместе, а через день погибает в автокатастрофе, причины которой неясны. Любовники, которых разделила его смерть, расстаются. Сергея не отпускает чувство вины за гибель друга. Всё.

И, тем не менее, картина производит впечатление. Собственно событий немного, но внимание зрителя ни на секунду не ослабевает. В чем же секрет? Как признался режиссер Адрей Зайцев, замысел фильма родился из песен Виктора Цоя: когда он однажды их слушал, в воображении сами собой стали рисоваться картины, ставшие потом «канвой» будущей киноленты. Главный герой, Сергей, идет по жизни вроде бы легко и просто: ничем не занят (хотя по одной из реплик мы узнаем, что он учится в институте), гуляет по улицам, заглядывается на девушек, участвует в шумных вечеринках с выпивкой, дурачится как может – и постоянно «бренчит» на гитаре. А играет он не что иное, как ранние песни Виктора Цоя. По замыслу создателей фильма это его собственные произведения (съемочная группа приобрела право на использовании этих песен в фильме). Пытаясь заинтересовать других своим творчеством, он натыкается и на жестокую критику, и на дружеское участие и случайно оказывается в составе самодеятельной группы. В финале картины выясняется, что, спустя два года после гибели Саши, Сергей стал звездой. Муки совести из-за совершенного предательства сделали из «бездельника» настоящего поэта и музыканта.

Фильм во многом интересен благодаря тому, что параллельно с ситуацией любовного треугольника в нем развивается еще один сюжет, суть которого – в становлении таланта. И еще интересно то, что пересекаются эти сюжетные линии «за кадром»: мы не знаем, что и как происходило с Сергеем в эти два года. Мы видим его только «сегодня», в артистической то ли гримерке, то ли кладовке, где он курит и пьет коньяк, спрятавшись за грудой каких-то декораций. У него уже и стрижка «под Цоя», и манеры уверенного в себе человека. Но эту историю двухлетней давности, окончившуюся трагедией, он вспоминает, наверное, в сотый раз, пытаясь понять, почему так случилось.

Действие фильма держится также за счет особой атмосферы, которая пронизывает собой все происходящее. Отчетливо подчеркнуты реалии сегодняшнего дня (мобильные телефоны, узнаваемая реклама и пр.), но музыка и стихи переносят и героев, и зрителей в 1980-е годы. Режиссер Андрей Зайцев рассказал о том, как снимался фильм: сцена вечеринки на пляже, например, была снята «по мотивам» домашнего видео Цоя; многие эпизоды малобюджетной ленты пришлось снимать в «реальной» среде – на улице, в метро, в электричке. Но по окончании фильма все же хочется задать себе вопрос: почему именно Цой? Ведь он выразил собой свое время, во многом отличное от нашего. Вероятно, для авторов фильма его песни послужили своего рода символом молодости и поиском себя – в любви, в дружбе и в творчестве.














































Теги: VOICES
Светлана Гришина

Новости по теме