12+

Показ фильма Александра Прошкина «Искупление»

8 июля 2012 года в рамках III Международного фестиваля молодого европейского кино «VOICES» в кинотеатре «Ленком» состоялся показ фильма Александра Прошкина «Искупление».

Режиссер, представляя картину зрителям, напомнил о других своих фильмах, прямо или косвенно связанных с драматическими вехами российской истории: «"Холодное лето 53-го", "Чудо", "Доктор Живаго" – все они о том, как в нашей стране можно прожить, не сгибая спины. И фильм "Искупление" во многом об этом тоже».

Картина является экранизацией одноименной повести Фридриха Горенштейна. Перед показом фильма Александр Прошкин счел необходимым рассказать об этом необыкновенном человеке и писателе. Судьба его с самого начала складывалась трагично – вероятно, поэтому так много трагизма и в его книгах. Отец его, известный социолог, специалист по кооперации, написал диссертацию о нерентабельности колхозного движения. В 1936 году он был арестован, в 37-м – расстрелян. В 9 лет Горенштейн остался круглым сиротой: мать умерла в поезде у него на руках, по дороге в эвакуацию. Дальше были детдома, тяжелая работа. Из всего им написанного в СССР был опубликован единственный рассказ – «Дом с башенкой». Горенштейн закончил Высшие сценарные курсы, работал в кино: сделал «Солярис» с Андреем Тарковским, «Рабу любви» с Никитой Михалковым и еще несколько фильмов. В 1980 году он эмигрировал и жил в Берлине. Несмотря на все выпавшие на его долю испытания, это был человек необычайной жизненной силы и оптимизма, оригинальный философ. Литературовед Ефим Эткинд назвал Горенштейна «Достоевским ХХ века», дав таким образом оценку широте и глубине проблем, которые писатель рассматривает в своих произведениях.

Первая послевоенная новогодняя ночь, 31 декабря 1945 года, становится для главных героев не праздником, а началом тяжелых испытаний. Юная Саша (Виктория Романенко) возмущена поведением матери, которая, работая в милицейской столовой, ворует там продукты для дочери, для себя и для двух нищих, которых она приютила. Дочь не может ей простить и появления нового мужчины в ее жизни – ей это кажется оскорблением памяти отца, погибшего на фронте. В пылу ссоры она доносит на мать, которую на следующий день берут с поличным и арестовывают. А Саша неожиданно обретает любовь – знакомится со старшим лейтенантом Августом (Риналь Мухаметов), евреем по национальности, приехавшим в городок, чтобы узнать правду о гибели своей семьи. Прощаясь через несколько дней на вокзале, они надеются на скорую встречу, а на самом деле расстаются навсегда. У Саши рождается дочь, а Август не подает о себе вестей – по слухам, он был арестован по доносу… Так однажды совершенное предательство близкого человека «рикошетом» ударило по ее собственной судьбе.

Фильм захватывает с первых кадров. В мельчайших деталях переданы бытовые подробности жизни в разрушенном войной городе. Отношения между героями полны скрытой напряженности, которая прорывается то во вспышках ненависти и отчаяния, то в щемящих сценах любви и нежности. Один из самых пронзительных эпизодов – рассказ старого дворника о гибели еврейской семьи от руки соседа-подонка. В уста старика вложены рассуждения о неотвратимом возмездии за совершенные грехи и об их искуплении, вольном или невольном. Но финал фильма оптимистичен. У Сашиной матери, которая вернулась домой, и у ее жилицы тоже родились дети. Празднуя Прощеное воскресенье, герои произносят тост «За свет!», и здесь имеется в виду не только включившееся электричество, но и тот «Свет», который символизирует собой окончательное торжество справедливости.


Светлана Гришина