12+

Аксель Петерсен: «Кино создано, чтобы убивать»

«Я уверен, что новый «Темный рыцарь» за час проката соберет больше, чем мой фильм за все время!» – смеется 33-летний шведский режиссер Аксель Петерсен на пресс-конференции. 6 июля 2012 года он представил свою картину «Авалон» в кинотеатре «Салют». Лента входит в конкурсную программу III Международного фестиваля молодого европейского кино «VOICES».


Надо сразу сказать, что к группе «Roxy Music» и к ее песне «Avalon» Аксель равнодушен. Но, может быть, он лукавит. Сладкий голос Брайана Ферри, поющий о том, что вечеринка окончена, он очень устал и мечтает о каком-то «nowhere place» – пожалуй, лучшая ассоциация с главным героем – стареющим тусовщиком Янне (актер Йоханнес Брост, между прочим, давно дружит с Миком Джаггером), который вместе с сестрой Жаклин (дебют тети режиссера Леоноре Экстранд) и другом Класом собирается открыть ночной клуб «Авалон». Янне никак не может повзрослеть (или постареть). Они с Жаклин ведут себя, как легкомысленные подростки: врываются ночью в чужую квартиру, чтобы забрать картину Жаклин, употребляют наркотики, ни дня не могут прожить без вечеринки, мечтают забрать деньги, вырученные за первую ночь работы клуба, которые должны сомнительным гангстерам, и сбежать. Отправиться на поиски Авалона? Пожалуй. (Авалон в легендах о короле Артуре – магическое место. По одной из версий король стремится туда после ранения, чтобы восстановить силы. По другой – на этом острове был выкован его меч, который помогал убивать любых врагов). Неожиданно оптимистичные «круглосуточные тусовщики» за пару дней до открытия клуба врезаются на авто в строительные леса и убивают человека. Так появляются минорные ноты в картине о пенсионерах диско.

С Акселем Петерсеном не всё так просто, и вообще он не искал вдохновения в глэм-роке и каких-то вымирающих легендах. «Конечно, я вырос на этой музыке, но все же это песни моих родителей, сам я больше люблю рэп. Пожалуй, когда мне будет 60, я сниму ремейк, в котором пожилой герой будет кататься на машине в рэпперском прикиде. Наверное, это будет забавно», – продолжал веселиться Аксель на пресс-конференции. Король Артур? Да, разумеется, он размышлял над этой легендой, но главную идею ему подсказал родной город: «Конечно, нельзя забывать о короле Артуре, все хотят попасть в это магическое место. Но на самом деле «Авалон» – достаточно распространенное для европейских стран название ночного клуба. И вообще первоначально сценарий был написан для моей тети и для родного города. Вы знаете, в любой стране есть какой-нибудь городок, куда люди приезжают на уикенд, чтобы «оторваться» по полной программе. Если хотите, это некий шведский Сен-Тропе. Бостад стал популярен благодаря теннисному турниру. Там рождались тенденции, которые позже приживались во всей Швеции, жизнь в городке шла быстрее, чем во всей стране».

Один из шведских журналистов, который беседовал с Акселем о картине, решил, что это портрет безучастной ко всему Швеции, сам режиссер, запутывая всех окончательно, говорит, что это может быть и весьма непривлекательный, но настоящий портрет его семьи. Кстати, о семье: тетя Акселя сыграла главную женскую роль, отец – второстепенную мужскую. Кроме того, в картине было задействовано множество друзей режиссера.

Возвращаясь к сюжету: на Янне обрушиваются муки вины, Жаклин остается равнодушной. Абсолютно раздавленный главный герой на открытии клуба очень долго хаотично двигается в пустом голубом пространстве под огромным дискоболом, а на утро уплывает на лодке с Жаклин и Класом под звуки шведского гимна, исполненного в минорной тональности.

А нужно ли было убийство? «Так кино для того и создано, чтобы убивать! – упоенно рассказывает Аксель Петерсен. – Буквально два дня назад я закончил в Стокгольме набросок сценария нового фильма. Он будет очень страшный и уже о людях моего поколения. И кстати, «Авалон» – не такая уж и циничная картина. В ней много романтики».

Аксель признался, что просто решил доказать, что он может снять «настоящий фильм» («a real film» – тут уж кто как переведет), а теперь собирается снимать «великий фильм» («great film»). А картина «Авалон», хоть и не сможет соперничать с «Темным рыцарем», уже принесла автору признание – приз кинокритиков (FIPRESCI) на кинофестивале в Торонто в сентябре 2011-го года.


Юлия Шутова, фото Ирины Сорокиной