12+

Алессандро Комодан: «“Лето Джакомо” – это не интеллектуальное кино»


Итальянский режиссер Алессандро Комодан с улыбкой называет свою первую поездку в Россию «большим путешествием». В Вологде 9 июля 2012 года в рамках III фестиваля «VOICES» состоялась премьера его дебютного фильма «Лето Джакомо».

Те, кто, прочитав аннотацию к картине, пришли в кино, вероятно, были разочарованы. Описание, сулившее трогательную историю о возникающей любви глухого подростка к своей подруге, которая так ничем и не завершилась, к фильму хоть и имеет отношение, однако обманчиво настраивает зрителя не на тот лад.

На протяжении всех 80 минут в кадре практически ничего не происходит, а количество слов, произнесенных главными героями, минимально. Джакомо и Стефи идут к реке в жаркий итальянский полдень и проводят там весь день. Еще они гуляют по дому, по полю, по улицам провинциального городка. Джакомо любит «лупить» по барабанам, и, наверное, это самый громкий звук, который он может услышать. Стефи совершенно безмятежна, спокойна и радуется каждой мелочи. Они очень близки, но об этом не сказано ни слова. О том, что почти полная глухота для Джакомо – серьезная проблема, можно судить лишь по вскользь брошенной фразе: «Стефи, ты стыдишься меня». На этом всё. Один летний день в самом конце фильма сменяется другим: на коленях главного героя, уже сделавшего операцию (но об этом зритель может только догадываться, и лишь позже это подтвердит режиссер), лежит другая девушка – Барбара. С таким же слуховым аппаратом, какой был у него раньше. Его большая любовь. А Стефи так и осталась в другом лете, в другом времени, в моменте его молчаливого, перебиваемого лишь ударами о барабанную установку прошлого.

Алессандро за два года съемок полностью изменил концепцию картины: вместо запланированного документального фильма о том, как подросток обретает возможность перейти из одного состояние в другое, получилась нарративная история, обобщенное повествование о том, как происходит процесс взросления, о том, как ощущения становятся воспоминаниями, согревающими, словно лучи полуденного и вечернего солнца.

«В картине изображена деревня в Италии, откуда я уехал. Я снимал этот фильм, следуя по пятам за Джакомо, который в определенный момент решил радикально поменять свою жизнь и сделать операцию, ведь он был глухим с рождения. И вот я должен был рассказать о том, как он открывает новое чувство – слух. Но в то же время мне всегда казалось, что я создаю историю парня, который постепенно взрослеет. И в течение двух лет, пока шел съемочный процесс, я не переставал задавать себе вопрос: «Как можно передать это с помощью документального кино?» В результате я пришел к совершенно другому способу повествования», – признается Алессандро.

Джакомо – родной брат хорошей подруги режиссера – с энтузиазмом отнесся к проекту. Стефи – сестра Алессандро – поддержала друга, и это помогло в работе над фильмом: они играли самих себя, и, возможно, это создало настоящую чувственность фильма, позволило сохранить реальность происходящего, без лишних слов отразить в кадре красоту и хрупкость возникающих связей между людьми.

Одна из зрительниц поинтересовалась, не было ли у Алессандро мысли показать и социальный подтекст? Разумеется, нет. Режиссер хотел сделать ленту как можно проще, чтобы зрители видели героя именно без дополнительных деталей, чтобы картина была доступна каждому. «Я настаиваю на том, что «Лето Джакомо» – это не интеллектуальное кино», – добавляет автор. Недоумение зрительного зала заставляет Алессандро продолжить: «Конечно, можно на эту тему долго рассуждать. Возьмите сценарий к любому коммерческому фильму, которые мы ежедневно видим на экране телевизора. Он ничем вас не удивит. Но даже в таких фильмах интеллектуальная составляющая более важна, чем в моем, ведь эти сценарии написаны заранее, осмыслены до съемок, сделаны так, чтобы вызвать у зрителя определенную реакцию. В моей картине этого не было. Может быть, вы нашли её трудной и интеллектуальной, но на самом деле у зрителя просто не выработана привычка смотреть такие ленты».

Фильм Алессандро Комодана удостоен Гран-при кинофестиваля в Локарно в 2011-м году, а на прошлой неделе вышел в прокат во Франции.


Юлия Шутова