12+

Чарующая красота романса: встреча с музыковедом Эллой Кирилловой


Новый сезон встреч с интересными людьми открылся 8 сентября 2012 года в рамках проекта «Клуб любителей искусства» в Областной картинной галерее. В этот раз темой разговора стал женский романс конца XIX – начала XX веков. Музыковед, заслуженный работник культуры Элла Кириллова рассказала о четырех исполнительницах этого популярного в те времена жанра – Анастасии Вяльцевой, Варваре Паниной, Изабелле Юрьевой, Надежде Плевицкой.

Судьба каждой из этих женщин, наделенных от природы замечательными вокальными данными, удивительна и непредсказуема. Так, например, Анастасия Вяльцева попала на большую сцену благодаря лишь случайности, когда ее услышала известная оперная дива 80-х годов XIX века Серафима Вельская, остановившаяся в отеле на Крещатнике в Киеве, где работала помощницей горничной 13-летняя будущая звезда романса, любившая во время приборки напевать. Вельская отметила дарование девушки, и та попала в опереточную труппу Ленчевского, где ее выступление в роли цыганки с песней «Захочу – полюблю» покорило публику, и с этого момента начались ее триумфы. В 2013 году будет уже сто лет со дня смерти Анастасии Вяльцевой, но ее романсы по сей день пользуются особой популярностью.

В пору расцвета романса искусство исполнительниц этого жанра становилось предметом восхищения в самых разных кругах общества. О чем свидетельствует записи в дневнике Александра Блока, который в предреволюционные годы не раз с увлечением слушал грамзаписи знаменитой певицы Вари Паниной.

Чтобы перенестись в ту эпоху утонченного романса, вологодские исполнительницы Наталья Похачевская и дипломант IV Всероссийского конкурса вокалистов имени А. Вяльцевой Елена Хорошина, а также концертмейстер Ольга Мыльникова представили небольшую музыкальную программу. В нее вошли романсы из репертуара певиц, о которых шла речь, « Звезды на небе», «Не обмани», «Сад весь в цвету», «Слышу ли голос твой», «Радость-душечка», «Ночь была так светла», «Чайка» (за эту песню Анастасию Вяльцеву называли «Чайкой русской эстрады»), «Друг мой прелестный» и многие другие. У каждой из этих композиций есть своя история: где-то любовная трагедия, где-то удивительные перипетии.


Ирина Сорокина