12+

Дружит Вологда, дружит Кострома: обменные гастроли

В Вологодском театре кукол «Теремок» вновь побывали гости. Впервые в нашем городе свой знаменитый спектакль «Медведь» представил Костромской областной театр кукол. Артисты театра путешествуют со своими постановками по разным городам благодаря выигранному ими гранту Министерства культуры Российской Федерации на гастрольную деятельность. Главное условие для этого гранта – в гастролях должны участвовать спектакли, созданные при поддержке Министерства культуры, а таких постановок в Костромском театре три: «Басни дедушки Крылова», «Медведь» и «Винни-Пух». Две из них уже оценили зрители Ивáнова, Тулы и Рыбинска, а 27-28 сентября 2012 года такая возможность представилась и вологжанам. Взрослой публике был показан спектакль «Медведь» по одноименной пьесе Антона Чехова, а дети посмотрели «Басни дедушки Крылова». В Вологду из Костромы прибыла дружная команда: заслуженный артист РФ Сергей Рябинин, актеры Илья Кулейкин, Татьяна Булдакова, Дмитрий Смирнов, помощник режиссера Анна Лисина, звукорежиссер Дмитрий Горбунов, художник по свету Дмитрий Луценко и заместитель директора по маркетингу, PR и творческим вопросам Юлия Филатова.
 

«Шутка в куклах о любви» – так определил жанр постановки «Медведь» его режиссер Владимир Бирюков, хорошо известный в театральном мире своими яркими работами. Премьера спектакля состоялась в сентябре 2009 года. С тех пор «Медведь» успешно идет на сцене Костромского театра и завоевывает награды на самых разных театральных фестивалях. Одной из самых ценных среди них артисты считают премию «Золотая маска» в номинации «Лучший спектакль в театре кукол» в 2011 году. Работа художника Владимира Никоненко была высоко оценена на Фестивале театров кукол стран Причерноморья в г. Сочи (2011), диплом за «Лучший дизайн кукол» спектакль получил на Международном фестивале детских театров в Сербии, а на фестивале «В гостях у Арлекина» в Омске (2011) постановку оценили как лучшую работу режиссера. Спектакль участвовал в театральных фестивалях в Костроме, Калининграде, Рыбинске, Магнитогорске, Челябинске, Екатеринбурге, Великом Новгороде, в фестивале «Мелиховская весна» в г. Мелихово Московской области и других. «Медведь» побывал и за границей – покорил публику Финляндии, Сербии, Венгрии.

«Этот спектакль давался нам непросто, но поэтому и очень дорог. Он принес в театр «революционный» перелом: зрители у нас в этом спектакле сидят не в зале, а на сцене, поэтому действие происходит в камерном пространстве, - рассказывает актриса Татьяна Булдакова. – В постановке используется штоковая марионетка, что для многих из нас было новшеством. Кроме того, мы были «лишены голоса», то есть весь спектакль идет под фонограмму, где текст читают известные артисты Сергей Гармаш, Оксана Мысина, Камиль Тукаев. И сложность состояла в том, что запись была сделана практически «вслепую» еще до начала репетиций – получилось похоже на то, как если бы мы вошли в дом не через парадную дверь, а через дымоход. Озвучившие спектакль актеры «познакомились» с куклами только тогда, когда увидели готовый спектакль. Работать под фонограмму с куклой не так-то просто. На фестивале «Мелиховская весна», окунувшись в чеховскую атмосферу, мы уже почувствовали, что спектакль «встал на рельсы» и идет своим путем».

«Хотя кажется, что мы ограничены фонограммой, но в то же время спектакль живой и каждый раз он играется по-новому, - отметил заслуженный артист РФ Сергей Рябинин. - Мы просто поняли, что можем и здесь развиваться. Совершать какие-то актерские открытия, находить новые возможности кукол, совершенствовать технику. Получилось, что мы оказались свободны в рамках этой ″несвободы″».
 

Спектакль «Медведь» удивляет своей органичностью: ведь каждое движение персонажа – это настоящий танец актера и куклы, и от гармонии этих «партнеров» зависит то, как воспринимает постановку зритель. Благодаря профессионализму артистов порою кажется, что куклы живут своей жизнью, «рассказывают» свою историю. В кукольном спектакле всегда можно найти место для «волшебства» - для того, что в драматическом театре использовать просто невозможно. Герои выражают свои чувства не только речью, но и особой пластикой движений. В этом спектакле-шутке о любви, в беспечную жизнь молодой вдовы врывается грубиян или, как она называет, его «медведь». И буквально за сутки они успевают вызвать друг у друга злость и ненависть, из которых в итоге рождается… любовь. Музыка, стук каблуков, прудик возле усадебного дома, игра света и тени, напряженные взаимоотношения главных героев и витающий над ними призрак умершего супруга помещицы – все это заставляет зрителя и восторгаться, и улыбаться.

Второй спектакль «Басни дедушки Крылова» поставлен в прошлом году главным режиссером Костромского театра кукол Михаилом Логиновым на средства гранта Союза театральных деятелей РФ. В 2012 году «Басни дедушки Крылова» был представлен на Международном фестивале театров кукол «Муравейник» в Иваново. В спектакле, в который вошли четыре самых известных басни Крылова – «Стрекоза и муравей», «Ворона и лисица», «Кукушка и петух» и «Квартет» - представлена их нетрадиционная трактовка. Это спектакль-провокация: артисты могут его сыграть сразу в нескольких вариантах. Все актеры – оркестр, которым управляет дирижер, и между ними возникает своеобразный конфликт, когда «музыканты» пытаются сыграть по-своему. Параллельно идет общение со зрителями. Спектакль рассчитан на детей от шести лет, и порой бывает так, что ребята вместе с главными героями хором рассказывают ту или иную басню.

Ирина Сорокина