12+

Научно-практическая конференция «Станиславский и современный театр»

2 декабря 2013 года в Доме актера им. А. В. Семенова в рамках комплексной программы «Год Станиславского» прошла научно-практическая конференция «Станиславский и современный театр». Ее организатором выступило Вологодское отделение Союза театральных деятелей России при поддержке Союза театральных деятелей РФ и Администрации г. Вологды.

В конференции приняли участие театральный критик, старший научный сотрудник Театрального музея им. Н. Бахрушина, член Комиссии по драматургии СТД РФ Римма Кречетова (г. Москва), театральный критик, кандидат искусствоведения, заместитель художественного руководителя государственного Малого театра, главный редактор журнала «Вопросы театра» Вера Максимова (г. Москва), профессор, кандидат культурологии, проректор по научной и творческой работе Ярославского театрального института Ирина Азеева, народный артист России, руководитель Вологодского отделения СТД Борис Гранатов, народный артист России, актер, преподаватель актерского отделения Вологодского музыкального колледжа Леонид Рудой, а также артисты и режиссеры профессиональных театров Вологды, педагоги и студенты ВГПУ, руководители любительских театральных коллективов города («Сонет», «ПодРосток», «Школа молодого актера») и другие.

2013 год для театральной среды особый, так как он был посвящен известному режиссеру, теоретику театра Константину Станиславскому. В этом году исполнилось 150 лет со дня рождения реформатора сцены, основоположника театральных системы, которая, несмотря на новые тенденции в развитии театра, активно используется и сегодня режиссерами и актерами. На встрече в Вологде вопрос «Нужен ли Станиславский современному театру и что он может дать ему?» стал главной темой для обсуждения.
Свое мнение по этому поводу выразили театроведы, артисты и режиссеры.

Римма Кречетова посвятила свое выступление роли Константина Станиславского в развитии российского художественного театра: «Константин Сергеевич оставил огромное письменное наследие, посвященное вопросам театра и своей авторской системе актерского искусства в частности. Проблема в том, что пока никто не решается систематизировать и всецело проанализировать его труды».

«Очень сложная ситуация сложилась вокруг имени Станиславского в театральном пространстве, – отметила Ирина Азеева. – Сегодня, когда мы говорим о нем, в первую очередь речь идет о его театральной школе. А что такое театральная школа? Это взаимоотношения мастера и его учеников, те технологии, которые в это время передаются. Сегодня же разные режиссеры и актеры истолковывают по-своему систему Станиславского. И одна из главных проблем, на мой взгляд, это передача системы школы, которая со временем становится все сложнее, так как мастера нет, а его ученики пошли уже своими путями».

Леонид Рудой: «Каждый художественный прием Станиславского рождался в его общении с актерами, в работе над конкретной сценой с конкретным человеком. Метод в первую очередь изучает законы органичного существования актера в предлагаемых обстоятельствах – когда актер принимает предлагаемые обстоятельства как обстоятельства своей собственной жизни».

В результате разговора собеседники пришли к выводу, что приемы системы Станиславского прямо или косвенно используются практически в каждом театре, и как бы режиссеры (даже авангардные) не относились к его методу, они зачастую применяют те или иные приемы его школы.

Ирина Сорокина