В рамках IV Открытого фестиваля православной культуры «Покровские встречи» 15 мая 2013 года прошло открытие выставки «Запечатленное слово» и концерт двух известных художественных коллективов – камерного хора «Воскресение» и Губернаторского оркестра русских народных инструментов.

Проект выставки, посвященной 1150-летию славянской письменности, ее идея и заслуга реализации замысла принадлежит художественному руководителю Дней славянской письменности и культуры в Вологодской области Альберту Мишину.

В роли консультантов экспозиции и авторов текстов выступили ученые из Санкт-Петербургских консерватории и университета, а также Института русского языка Российской академии наук.

Большой интерес присутствующих вызвали образцы древних берестяных грамот, певческие рукописи, демонстрирующие разные этапы формирования правил нотации, наконец, наглядные примеры книжных печатных стилей различных веков.

С большой серьезной работой своих коллективов познакомили вологжан заслуженные артисты России, хормейстер Сергей Зуев и художественный руководитель Губернаторского оркестра русских народных инструментов Галина Перевозникова.

Свою программу они начали произведением Сергея Рахманинова «Три русские песни для хора и оркестра». Во всех жанрах творчества этот композитор выступал как продолжатель традиций русского демократического искусства. Обращение к подлинной народной песне, с одной стороны, подтверждает его приверженность к русскому мелосу, а с другой – стремление показать большие концертные возможности, таящиеся в простой русской песне. Данное произведение, кстати, оказалось самым первым сочинением композитора, после окончательной эмиграции в Америку. Песня «Через речку, речку быстру» была знакома ему с детства, «Ах, ты, Ванька» напета Федором Шаляпиным, а «Белилицы, румяницы вы мои» пела для него легендарная Надежда Плевицкая.

В обработке С.Рахманинова песни обогащены разнообразными приемами хорового пения и красочными оркестровыми интерлюдиями. Произведение Сергея Слонимского – ораториальную сюиту «Виринея» гости из Череповца впервые предложили вологодскому зрителю. Опера по повести Лидии Сейфуллиной была написана к 50-летию Октября, в 1967 году, сюита – в 1974. Основой сюжета служат драматические события в русском селе накануне революции и в первые послереволюционные годы. А самые выразительные номера оперного спектакля вошли в ораториальную сюиту. К чести череповчан следует сказать, что их постоянный поиск в области репертуара обогащает не только исполнителей, но и постоянных слушателей. В сочинении С.Слонимского выразительнейшим образом прозвучал начальный хор с солисткой, словно бы предсказывающий горе и страдания грядущих лет. Ария Виринеи в исполнении Ольги Ширяевой – история ее любви и разочарования – стала одним из самых ярких лирических моментов сюиты. Интерес вызвали выступления Светланы Колесниковой и колоритные соло из хора.

Оркестр Галины Ивановны Первозниковой как всегда чутко аккомпанировал певцам и кроме того, запомнился драматичной Фугой – отдельным оркестровым номером, словно возвещающим приход новых, более жестких времен.

Музыка шестидесятых годов вызвала разные, иногда диаметрально противоположные отклики присутствующих, но общим был интерес к работе этих творческих коллективов, постоянно готовящих сюрпризы для своих слушателей.

Элла Кириллова
Фото Светланы Гришиной

Теги: Губернаторский оркестр русских народных инструментов, хор Воскресение, Покровские встречи

Новости по теме