12+

«Покровские встречи» в Вологде. Концерт ансамбля «Светилен»

24 мая, в День славянской письменности и культуры, в Вологде торжественно и многозначно завершились «Покровские встречи» 2013 года.

На территории Вологодского кремля в этот день прошли три знаковых события, словно бы очертивших важнейшие грани Четвертого открытого фестиваля православной культуры.

Утро ознаменовалось Божественной литургией в Софийском соборе. Богослужение возглавил владыка Максимилиан, архиепископ Вологодский и Великоустюжский. Большое число представителей вологодского духовенства и простых горожан почтили память святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. В ходе литургии звучали древние церковные распевы в исполнении Мужского хора под управлением Альберта Мишина и коллектива кафедры древнерусского певческого искусства Санкт-Петербургской государственной консерватории.

Вечером в Юго-Западной башне Вологодского кремля прошел необычайно интересный концерт гостей из города Иванова – ансамбля народной духовной музыки «Светилен».

Несомненно, главной привлекательной стороной этой программы для вологодских слушателей стало знакомство с той гранью народного творчества, которая мало известна российским любителям музыки и редко исполняема.

Певцы в нарядных, стилизованных под старинные боярские одежды костюмах искусно представили древние духовные стихи, когда-то в старину исполнявшиеся кочующими артелями певчих и каликами перехожими. Эти произведения обычно не звучали в храмах на богослужениях. Они образуют особый пласт устного народного творчества, нередко в простодушной форме излагают представления, например, о сотворении мира (речь идет о песне «Выходила туча сильно грозная» из «Голубиной книги»), размышления о расставании души с телом, или картину «Крещения на Иордане» – песню, возникшую под влиянием болгарских духовных стихов.

В сокровищнице старинной народной духовной песни мы найдем «Колыбельную Богородицы, убаюкивающей младенца – Христа» или рассказ о том, как «Навуходоносор брал приступом Иерусалим» (136 псалом Давида «На реках Вавилонских»). Все это лишь немногие примеры из большой программы недавно прошедшего концерта.

Исполнялись казачьи духовные напевы, украинская «Колядка», произведения, основанные на мотивах Запада и Востока, мелодии, звучавшие в мужских монастырях во время послушания, назидательные духовные стихи («Как Петр я в море утопаю») – словно весь христианский мир соединился в этих песнях.

Колесная лира, гусли звончатые, армянский дудук, экзотический барабан (хатам) – музыкальные инструменты деликатно взаимодействовали с певцами. Точными, немногословными комментариями сопровождал концерт создатель ансамбля, художественный руководитель Ивановской государственной филармонии Дмитрий Гаркави.

А после выступления ансамбля, при выходе из Юго-Западной башни кремля, слушателей встретили праздничные звоны колокольни Софийского собора. Концерт колокольной музыки завершал и словно бы венчал Дни славянской письменности и культуры. Все горожане, пришедшие в тот вечер на Кремлевскую площадь, смогли в очередной раз с гордостью отметить высокое мастерство опытных и признанно искусных звонарей Вологды Григория Павлова и Алексея Бобкова, Максима Мокрушина и Олега Тимофеева.

Элла Кириллова