12+

Спектакль «Женитьба»

Спектакль «Женитьба» Российского государственного академического театра драмы им. А. С. Пушкина представили вологжанам 10-11 июня 2013 года на сцене областного драматического театра. Постановку знаменитого режиссера, народного артиста России, лауреата Государственных премий России Валерия Фокина показали в Вологде в рамках концертно-театрального сезона «Лето в Кремле».

Сценическая жизнь комедии Н. В. Гоголя «Женитьба» началась на Александринской сцене более 170 лет назад. В том премьерном спектакле роль Подколесина исполнял великий русский актер Александр Мартынов. И с этого времени «Женитьба», наряду с «Ревизором», традиционно украшала афишу Александринского театра.

Спектакль «Женитьба» по одноименной пьесе Николая Гоголя был поставлен в театре в 2008 году, а уже через год постановка стала лауреатом российской национальной театральной премии «Золотая маска» в двух номинациях – «Лучшая работа режиссера» и «Лучшая работа художника». «Женитьба» – результат труда творческого союза режиссера Валерия Фокина, сценографа Александра Боровского, композитора Леонида Десятникова и хореографа Мариинского театра Алексея Мирошниченко.

Всеми знакомый сюжет гоголевской пьесы в спектакле Валерия Фокина обретает несколько иные грани. Колоритные гротескные образы, созданные режиссером, вдохнули новую жизнь в классическое произведение.

Одна из особенностей спектакля – это цикличность. Начинается он со сцены на почти «обломовском» диване, когда перед зрителем предстает служащий Подколесин (заслуженный артист РФ Игорь Волков), и завершается на том же месте с тем же самым героем, как говорится, «Те же. Там же». Словно все происходящее – страшный сон, который скоро забудется. Каток, по которому главные герои ходят по кругу возле вечно сомневающейся невесты, еще раз подчеркивает цикличность постановки.

Центральные события комедии разворачиваются именно на ледовой «арене», благодаря чему смотр женихов превращается в некое состязание. Даже на лед они выходят соответственно: вальяжный экзекутор Яичница (Павел Юринов) выкатывается животом вперед, демонстрируя свою важность; долговязость Анучкина (Андрей Матюков) также вызывает улыбку; моряк Желвакин (Валентин Захаров) – инвалид, но, несмотря на отсутствие ног, в ловкости он не уступает своим конкурентам. Пожалуй, лучше всех на льду держится Кочкарев (Дмитрий Лысенков), который хоть и борется за сердце дамы, но исключительно в интересах друга Подколесина, а тот в свою очередь очень робок на льду, ему вообще мало интересна эта борьба. Соревновательность – это символ сегодняшнего дня, где в борьбе за место под солнцем любые средства хороши. Каждый ищет свою выгоду, как и женихи в предвкушении брачного союза.

Образ невесты Агафьи Тихоновны (Юлия Марченко) с купеческой дочерью практически не ассоциируется – тонкое юное создание, очень нерешительное и чувственное. Во сне перед ней в одном нижнем белье катаются по кругу женихи, а она терзается размышлениями: «Если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмина, да взять сколько-нибудь развязности, какая у Балтазара Балтазарыча, да, пожалуй, прибавить к этому еще дородности Ивана Павловича – я бы тогда тотчас же решилась». Но не суждено Агафье Тихоновне стать женой: с таким трудом выбранный жених сбегает, он выпрыгивает в окно и тут же оказывается в своей теплой постели, где рядом стопочка книг и зажженная свеча, словно ничего и не было.

После спектакля Валерий Фокин встретился с журналистами и рассказал о своем спектакле.

Существует ли преемственность между первой постановкой «Женитьбы» и вашим спектаклем?

Конечно, идти от автора – в этом и есть преемственность. Существует авторское начало, которое выдержало десятилетия, его очень важно сохранить. Я не люблю, когда отметается «зерно» автора. Найти свое «зерно» сложно: с одной стороны, нельзя стоять на коленях перед классиком, с другой – нельзя «прыгать на костях». Нужно найти этот тонкий баланс.

Как возникла идея использовать в спектакле каток?

Вообще это не для того, чтобы просто удивить. В то время, когда мы готовили спектакль, в Петербурге были очень популярны коньки, открывалось много катков. Катание на коньках стало не просто развлечением, а даже одним из видов передвижения. И тогда мне показалось, что использование катка в спектакле придаст ему определенную динамику, тем более пьеса, по сути, статичная – разговорная. С другой стороны, этим элементом подчеркивается контраст внутреннего мира главного героя с внешними обстоятельствами. Кстати, не все артисты умели кататься на коньках, поэтому с некоторыми занимались тренеры.

По вашему мнению, о чем пьеса, что вы хотели сказать своей постановкой?

Для меня главный герой не просто ленивый и боящийся женщин мужчина, а человек, который хочет сохранить себя, свой мир. У него за окном «ярмарка», в данном случае, она происходит на льду, где все себя демонстрируют, как-то позиционируют. Он попытался поучаствовать в этом балагане, потому что избежать его было невозможно. Хотя у него свой мир – кровать со стеганым одеялом, слуга Степан, книги. Главная идея как раз и заключается в том, что человек при любых обстоятельствах должен сохранить свой мир... Все, что происходит вокруг, во многом работает против нас, а мы этого не замечаем, особенно молодежь, у которой так много соблазнов. И как это не печально произносить, наш сегодняшний мир постепенно катится вниз, теряя моральные критерии и ориентиры. Мы все прибываем в каком-то хаосе, водовороте тотального заблуждения. Вот в этом направлении мне интересна «Женитьба» сегодня.

Какие у вас критерии оценки зрителей, по которым вы определяете, театральный он или нет?

Театральный зритель – это тот, кто подготовлен к восприятию спектакля, открыт, готов удивляться. Реакция вологодской публики меня не только порадовала, но даже поразила тем, что уже после первых реплик зал был настроен на спектакль, был готов его воспринимать. Прежде всего, это заслуга местных театров и театральных фестивалей. Вологодский зритель понимает, что театр может и должен быть разным.

Ирина Сорокина