Марина Разбежкина: «В документальном кино важен характер»

О том, как нужно «охотиться за реальностью», рассказала на своем мастер-классе 6 июля 2013 года режиссер-документалист, руководитель Школы документального кино и документального театра Марина Разбежкина.

Первым делом Марина Александровна призналась, как в ее жизни появилось документальное кино: «Мама спросила, что мне подарить на 15-летие. И вместо нового пальто я попросила камеру. Мама очень серьезно отнеслась к этому, и у меня появились 8 миллиметровая пленочная камера, бобинный магнитофон, синхронизатор, столик для монтажа. Можно сказать, у меня дома оказалась полностью оборудованная студия. Меня сразу заинтересовало документальное кино. Затем я окончила филологический факультет в Казанском университете, два раза не поступила во ВГИК. Тогда по правилам нельзя было работать режиссером, если у тебя нет соответствующего диплома. Я занималась журналистикой. После перестройки все правила канули в лету, и я пришла на Казанскую киностудию хроники и начала снимать кино. Там я проработала год, сделав за это время 8 фильмов. Затем на студии произошла забастовка: мы хотели уволить директора, а в итоге уволили всех нас. С этим конфликтом приезжала разбираться московская комиссия. И одним из членов этой комиссии был директор студии документальных фильмов, ему очень понравились мои картины, и он пригласил меня работать к себе в Москву. Дальше у меня проблем с документальным кино не было, хотя кинематографического образования нет. Я считаю, что режиссура – это 20-30 процентов таланта, а все остальное – характер».

Марина Разбежкина снимает кино с 1990-го года, семь лет назад она вместе с Михаилом Уваровым открыла в Москве свою школу документального кино и документального театра, в которой учатся молодые люди со всей России. Одна из самых известных выпускниц этой школы Валерия Гай Германика. В школе имеется 13 специальностей, и в отличие от других подобных учебных заведений здесь на первом месте не теория, а практика. Ученики Марины Разбежкиной уже с первого дня занятий идут на съемки, причем каждый ученик сам снимает свой фильм, а первое испытание – это навести камеру на лицо чужого человека.

Марина Александровна не просто дала свое определение документальному кино и документальным театру, но и рассказала, о том, что необходимо, чтобы стать профессионалом в этом деле. «Документальному театру и кино интересен любой человек целиком, - подчеркнула Марина Разбежкина. - Нет хорошего и плохого, мы не морализируем, не определяем человека как нравственного или безнравственного. Когда мы приходим к герою, мы не ищем в нем хорошее или плохое, мы ищем в нем сложного человека».

В Школе Марины Разбежкиной есть несколько правил, выполнения которых она просто требует от своих воспитанников. Нельзя пользоваться штативом, чтобы была возможность динамичности, нельзя упустить ни одной секунды из жизни своего героя, который существует одновременно во времени и пространстве: камера должна превращаться в продолжение руки. Кроме того, снимающий должен настолько войти в доверие к героям своего фильма, чтобы его перестали замечать и вели себя при нем вполне естественно. Помимо штатива запрещено использование трансфокатора.

Еще одно правило - нельзя брать прямой синхрон, используя метод интервью: «Не только потому, что получаете традиционные ответы, но вы начинаете программировать разговор своими вопросами. И герой начинает «врать», даже не замечая этого».

В документальном кино запрещено музыкальное эмоциональное сопровождение, разрешена только музыка, которая звучит в кадре, например, ее слушает герой. Музыка в документальном кино подменяет ритм происходящего. Еще один запрет – закадровый текст, когда получается, что человек хочет многое рассказать, но делает это не в кадре, а за ним.

Все эти запреты действуют в Школе, но когда студенты достигают какого-то уровня, становясь профессионалами, то они уже сами решают – использовать или нет эти технические возможности.

Марина Разбежкина также ответила на вопросы всех, кто хочет снимать документальное кино, или просто интересуется этим видом искусства. За три часа общения с этим талантливым интересным человеком каждый участник мастер-класса открыл для себя что-то новое, а кто-то, может быть, даже загорелся идей снять документальный фильм.

Ирина Сорокина

Теги: VOICES

Новости по теме