12+

Фильм Марии Садовской «Женский день»

8 июля 2013 года режиссер Мария Садовска и актриса Катажина Квятковска представили в конкурсной программе VOICES социальную драму «Женский день».

Фильм, снятый женщиной-режиссером, посвящен серьезным проблемам, с которыми сталкиваются многие женщины в современном мире: это дискриминация на работе и невозможность отстоять свои законные права. Героиня Катажины Квятковской, Халина, радуется возможности поправить свое материальное положение: ей предложили должность директора одного из магазинов крупной торговой сети. Теперь она сможет переехать в хорошую квартиру, купить новый компьютер дочери-подростку. Но цена, которую ей приходится за это заплатить, оказывается неожиданно высокой. Вынужденная подчиняться распоряжениям вышестоящего руководства, она идет на сделку с совестью, подстраивая увольнение одной из сотрудниц, подделывая документы, заставляя продавцов и кассиров работать сверхурочно без оплаты. Каждый ее поступок, каждое слово отдаляют ее от прежних подруг, и это отчуждение она тяжело переживает. Халина постепенно понимает, что, поднявшись по карьерной лестнице, она полностью утратила право на собственную жизнь: у нее теперь нет ни свободного времени, ни сил, чтобы осмыслить происходящее. Причиной краха ее карьеры становится несчастье с одной из ее подруг: Халина не приняла всерьез ее жалобы на плохое самочувствие, и в результате та потеряла долгожданного ребенка. Уволенная фирмой во избежание скандала, Халина начинает бороться за свои права, преодолевая ненависть бывших коллег и угрозы со стороны руководства торговой сети. В итоге ей удается выиграть судебное дело против фирмы.

История создания фильма не менее интересна, чем сам фильм. Это первая картина режиссера Марии Садовской, которая работала над этой историей четыре года. В основу сценария положены события, действительно происходившие в разных магазинах в Польше. Некоторые из них настолько невероятны, что кажутся гротескным преувеличением. Например, когда в магазине умирает от приступа один из покупателей, труп накрывают мешками и торговля продолжается, ведь каждая минута простоя – это потерянные деньги. По признанию Марии Садовской, работа над фильмом требовала большой осторожности: фирме, о которой идет речь, нельзя было дать ни малейшего повода для предъявления претензий. Режиссеру приходилось постоянно консультироваться с юристами, а в титрах фильма не указано, что он основан на реальных событиях. Но это не сказалось на актуальности и востребованности картины: в Польше ее посмотрели 250 тысяч зрителей.

Фильм был также показан и за рубежом, и везде проблематика, поднятая режиссером, находила отклик и понимание. Мария Садовска так объясняет свой и зрительский интерес к этой теме: «Мы живем в эпоху тоталитаризма, но не со стороны государства, а со стороны крупных финансовых корпораций. Становясь монополистами в своей сфере, они диктуют людям свои правила, а бороться с ними очень трудно, поскольку это противник, не имеющий лица. В моем фильме это передано тем, что высшее руководство фирмы никогда не появляется в кадре – есть лишь менеджер, вынужденный исполнять его приказы. Сотрудники низшего звена для него – живые люди со своими бедами и проблемами, а для руководства – это лишь фамилии в ведомости. Моя героиня находит в себе силы противостоять системе – и в итоге одерживает победу. В реальности первое выигранное дело подобного рода повлекло за собой целую волну судебных разбирательств: женщины увидели, что могут и должны постоять за себя. Но и фирма, против которой возбуждались эти дела, до сих пор процветает, и это говорит о живучести системы и необходимости постоянно противостоять ей».

Исполнительница главной роли Катажина Квятковска до этого фильма была известна как комедийная актриса, мастер пародии. Участие в фильме «Женский день» стало для нее возможностью сменить амплуа и заявить о своих феминистских убеждениях. Работая над ролью, Катажина, как и все актрисы, занятые в картине, много времени провела в магазине, чтобы понять, каково это – по многу часов сидеть на кассе или работать за прилавком. На своем опыте она убедилась, что это тяжкий труд, и, наверное, поэтому ее героиня столь ярка и убедительна.

Драма «Женский день» интересна еще и тем, что возрождает богатые традиции социального кино, активно снимавшегося в Польше в 1970-е годы, и оживление интереса к социальной проблематике может стать одним из перспективных путей развития современного кинематографа.

Светлана Гришина