12+

Юрий Быков: «Не надо полагаться на чужое мнение»

Показы конкурсной программы фестиваля VOICES завершила картина Юрия Быкова «Майор».

Заместитель начальника РУВД небольшого городка Рязанской области, майор Сергей Соболев едет домой, где у него вот-вот родит жена. Мчась по обледенелой дороге, он сбивает на пешеходном переходе шестилетнего мальчика, который погибает на глазах у матери. В этот момент майор делает роковой выбор - в панике ищет путь к собственному спасению. Это влечет за собой череду смертей, и Соболеву уже не удается ни взять вину на себя, ни сохранить в себе человека.

Режиссер Юрий Быков почитал стихи и поделился мыслью о главной проблеме русского менталитета.

- Когда вы пишете сценарий, вы обсуждаете его со своими коллегами или, может быть, с друзьями?

- Есть такая басня Сергея Михалкова «Слон-живописец». (Начинает цитировать). Советую почитать. Не надо никогда полагаться на чужое мнение. Если это удача, то это твоя удача. Если это ошибка, то это твоя ошибка. Сейчас из кино уходит авторское начало. Я считаю, один человек должен отвечать за одно дело.

- Как возникла идея фильма «Майор»?

- Да какая идея?! Есть две проблемы: полиция и ЖКХ. Я даже не знаю, про что ещё снимать. Я принес Учителю сценарий. Он посмотрел и говорит: «Это второй “Груз 200”». Изначальный вариант сценария был более жестким. Кое-что я изменил.

- Как на различных фестивалях, например в Шанхае и Каннах, принимали фильм?

- Везде одинаково. Кому было страшно наблюдать за окружающей действительностью, уходили. Кто досматривал, говорил: «Спасибо». Их было гораздо больше.

- Роль главного героя была специально написана для Дениса Шведова?

- Да, он для меня находка. Я говорил, что он «Евгения Онегина» наизусть знает?

- Откуда пришло решение самому идти в кадр?

- Ребята отказались сниматься. «Таких уродов не играем», – сказали. Мне некого было взять на роль.

- Нам показалось, что в героях ленты все же есть что-то человечное…

- Самая глобальная проблема русского менталитета заключается в отсутствии чувства ответственности и доверия к другим. Вот пример: «Я тебя знаю – я тебе помогу, а кого-то я не знаю, и мне на него наплевать». Фильм о том, что есть хорошие люди, просто они не понимают, что есть более глобальные ценности, чем «жизнь по понятиям».

Юлия Шутова, Светлана Гришина