Художники-графики, коллекционеры экслибриса и искусствоведы 23 августа 2013 года встретились с вологодскими журналистами на пресс-конференции, посвященной IV Всероссийскому конгрессу экслибриса.

Вологда по праву может считаться столицей искусства экслибриса: творчество вологодских художников-графиков, работающих в жанре книжного знака, широко известно в России. Всероссийские конгрессы и всероссийские выставки экслибриса проходят в Вологде с 2004 года. Первый конгресс состоялся под эгидой Российской ассоциации экслибриса (РАЭ). Во втором Всероссийском конгрессе экслибриса в 2007 году, помимо россиян, принимали участие художники из Молдовы, Украины, Латвии, Чехии, Израиля. 2008 год ознаменовался созданием некоммерческого партнерства «Общенациональное общество любителей экслибриса и графики» (НОЛЭ), под эгидой которого в 2011 году прошел Третий Всероссийский конгресс экслибриса.

С каждым разом растет количество выставок, которые проходят в рамках конгресса, расширяется география его участников. На главной Всероссийской выставке экслибриса, организованной в ходе Четвертого Всероссийского конгресса экслибриса, представлено более 1000 работ 120 художников из разных регионов России, а также Украины, Беларуси, Молдовы, Казахстана, Израиля, Греции, Германии, США. Кроме главной выставки, в музейно-творческом центре «Дом Корбакова» оформлены 9 специальных выставок – и персональных, и представляющих коллекционные материалы. Четвертый конгресс экслибриса мыслится организаторами как одна из первых ступеней подготовки к проведению в Вологде на базе Вологодской областной картинной галереи в 2016 году Всемирного конгресса экслибриса Международной федерации обществ экслибрисистов (FISAE).

В пресс-конференции приняли участие директор ВОКГ Владимир Воропанов, председатель президиума благотворительного фонда «Возрождение Тобольска», коллекционер и издатель Аркадий Елфимов, президент конгресса экслибриса, исполнительный директор «НОЛЭ» Сергей Птухин, коллекционер из Москвы Владимир Беликов, второй вице-президент FISAE профессор Пекташ Хасип из Стамбула и президент союза дизайнеров Молдавии художник Григорий Босенко.

Участники пресс-конференции подчеркнули масштабность мероприятий конгресса, отметили высокую культурную ценность экслибриса как художественного явления. Искусство создания книжного знака выросло из станковой гравюры и книжной иллюстрации, но имеет свои уникальные особенности. Художник-экслибрисист – это тонкий психолог и глубокий философ, который должен в создаваемой им графической миниатюре отразить и личность заказчика, и тематику его библиотеки, и свой собственный взгляд на мир.

Оживленную дискуссию вызвал вопрос о будущем искусства книжного знака. Экслибрис по определению является атрибутом большого книжного собрания, состоящего из печатных книг. Известно, что в последнее время печатная книга сдает свои позиции электронному формату, и в дальнейшем эта тенденция, вероятно, будет усиливаться. Но и коллекционеры, и искусствоведы и сами художники выразили уверенность в том, что экслибрис в любом случае будет жить.

Григорий Босенко: «Впервые я задумался о судьбе традиционной книги, когда лет 20 назад увидел в московском книжном магазине аудиокниги. Но думаю, что даже если печатная книга будет потеснена электронной, экслибрис будет существовать как малая форма графики».

Нина Казимова, художник: «Книжные знаки могут создаваться не только для частных книжных собраний. Существуют библиотеки и музеи, в которых книги не исчезнут никогда. Я, например, получила заказ на создание экслибриса от Эрмитажа – создавала книжный знак для библиотеки бывшего директора музея, Левинсона-Лессинга».

Владимир Беликов: «История культуры знает несколько примеров, когда появление чего-то нового рассматривалось как угроза старому. В связи с появлением дагеротипа предсказывали умирание живописи, появление кинематографа поставило вопрос о нужности театра. Но ведь и живопись, и театр по-прежнему живы. Так и замена печатных книг электронными не страшна для художника».

Аркадий Елфимов: «Мне кажется, что сегодня для книги и книжного знака настало благоприятное время. В интернет ушло только утилитарное предназначение книги – действительно, словарями и энциклопедиями проще пользоваться в электронном формате. А произведение художественной литературы, оформленное талантливым художником и качественно изданное, ценно именно как печатная книга. И как раз такой книге книжный знак и необходим».

Сергей Птухин: «Конечно, печатная книга с иллюстрациями в эстетическом плане более ценна, нежели электронная. С другой стороны, сейчас активно развивается направление компьютерной графики, создаются компьютерные экслибрисы. Возможно, на следующем конгрессе стоит представить и выставку компьютерного экслибриса».

Владимир Воропанов: «Проблема не столько в технических новациях, в появлении новых носителей, а в том, насколько востребовано искусство, в частности, экслибрис. А оно должно быть востребовано, ведь это одна из форм сохранения интеллектуального бытия нации».

После пресс-конференции состоялось открытие девяти специальных выставок конгресса. Главная выставка конгресса занимает два этажа музейно-творческого центра «Дом Корбакова».

Впервые подготовлена экспозиция книжных знаков и эстампов лауреатов III Всероссийской выставки экслибриса, также широко показано творчество мастеров экслибриса и графики В. А. Аноповой, Ю. И. Космынина, Н. И. Казимовой, М. М. Верхоланцева, Н. А. Саутина, И. Т. Богдеско.

Значительно расширена специальная выставка экслибрисов художников и коллекционеров старшего поколения «Памяти ушедших» из коллекции члена НП «НОЛЭ» В. М. Бакуменко.

Году российско-голландского сотрудничества посвящена выставка графики «Библейские сюжеты в нидерландской гравюре XVI – XVIII веков» из коллекции члена НП «НОЛЭ» В. Г. Беликова.

Светлана Гришина,
Мария Гуляева

 


Перейти к другим новостям культурной жизни Вологодской области

Афиша Вологды и Череповца

 




































return_links(); ?>




































build_links(); ?>