Одним из центральных событий VI Международного музыкального Гаврилинского фестиваля стали премьеры вокально-хореографического действа «Скоморохи» и балета «Дом у дороги». Эти две постановки на музыку Валерия Гаврилина представил публике ансамбль песни и танца «Русский Север» 2 ноября в Череповце и 11 ноября 2014 года в Вологде.

Целый год ансамбль под руководством народного артиста РФ Евгения Максимова готовил эту непростую постановку. Евгений Павлович обращается к балетному искусству не первый раз, в 2000 году его коллектив ставил рок-балет на музыку Юрия Шевчука «Я получил эту роль». В основе новой программы – музыка нашего земляка Валерия Гаврилина. Обе композиции «Скоморохи» и «Дом у дороги» появились благодаря содружеству ярких творческих людей: хореографом-постановщиком был приглашен заслуженный деятель искусств РФ Георгий Ковтун, яркие образы главных героев получились благодаря костюмам художника из Симферополя Златы Стоги, а объемные декорации подготовила череповецкая художница Марина Браулова; либретто Евгения Максимова и хоровая редакция Виктории Андреевой.

«Скоморохов» Валерий Гаврилин считал одним из своих наиболее значимых произведений, но судьба у композиции сложилась не совсем удачно. Впервые постановку увидели в 1967 году, потом последовал запрет, но композитор не оставил эту тему. И даже вторая редакция не смогла пройти цензуру в 1978 году. Лишь третья попытка увенчалась успехом – «Скоморохи» были исполнены в марте 1986 года в Большом зале Московской консерватории. Сегодня эту ораторию-действо практически не ставят, но Евгений Максимов со своим коллективом был готов пойти на риск. Он признается, что идея постановки у него зародилась очень давно, а еще в студенческую пору Евгению Павловичу посчастливилось побывать на одном из первых показов «Скоморохов». Благодаря поддержке Департамента культуры, туризма и охраны объектов культурного наследия области и Государственной филармонии им. В. А. Гаврилина это замысел удалось воплотить на фестивале.

Авторы постановки обозначили ее жанр как вокально-хореографическое действо, в котором наравне с музыкой и песнями стоят балетные партии. Спектакль поднимает одну из самых непростых тем в нашей истории – это судьба русского народа, дух которого не так-то просто сломить. Центральный образ постановки – скоморох, а главное понятие – скоморошество. Что для скомороха важнее всего? Казалось бы, шутки, да удаль – но за этими песнями да забавами скрываются самые острые социальные проблемы. Сюжет «Скоморохов» – это история России в мастерски поданном лубочном стиле. Словно сказку зрителю рассказывает скоморох – он ее начинает, открывая занавес, и он же ее и завершает, закрывая его. Сама сцена как лубок, в котором одна картинка сменяет другую. Здесь есть и рождение царя – причем, глядя на него, хочется воскликнуть, как в одной популярной сказке: «А король-то голый». И не зря этот образ использован режиссером – все мы в этот мир приходим одинаковыми, а все остальное зависит от того, в какой семье человек появился – царской или крестьянской. Скоморох с дерзостью и сарказмом высмеивает жизнь царей, бояр – верхушки общества, за что сполна получает государево наказание – попытку убить смех на Руси. В тяжкие кандалы царь заключает скомороха, а все его музыкальные инструменты рубит топором – нечего воду в стране мутить. Тонким и лиричным моментом стал императорский вальс: ведь государю подвластно все – разве трудно завоевать сердце юной скоморошки? Но этим «наполеоновским» планам не суждено сбыться. Нужен ли трон и богатство, когда куда милее быть вдвоем с любимым скоморохом. Вся история государства в 15 картинках – и яркие образы декабристов – правдолюбцев, и убиение царя – революция, когда к власти приходит народ. Стоит перед выбором генерал: в одной руке царское одеяние, в другой – камзол, которые он кидает к своим ногам – снимает и свой китель. Весь ансамбль словно маску скидывает свои наряды, оставаясь перед зрителем в простых черных футболках – свою роль скоморохов, рассказавших правду, они сыграли. «В «Скоморохах» есть образцы, идущие прямо из народного крестьянского творчества. Для меня сам народ представлялся в виде огромного веселого скомороха, у которого смех сквозь слезы. Видимый смех сквозь невидимые слезы, – так определял это произведение сам Валерий Гаврилин».

Балет «Дом у дороги» по мотивам одноименной поэмы Александра Твардовского рассказывает совсем о другом. Это история трогательной любви на фоне удивительно лиричной музыки Валерия Гаврилина. Семья из небольшой деревеньки, из дома у дороги. Счастье – это просто быть рядом: и на сенокосе, и в дождь, и на посиделках с друзьями. Светлое небо, да счастье в глазах, но война, перекроившая немало судеб в нашей стране, изменила жизнь и этой влюбленной пары. Андрей (Александр Терещенко) сражается с врагами, а Анна (Оксана Леонова) оказалась в плену. Сцена с войной в спектакле очень короткая, как признается режиссер-постановщик Георгий Ковтун, он хотел показать, настолько ценна и красива мирная жизнь. Танец в сочетании с тонкими переливами музыки Валерия Гаврилина создает такую картинку идеального счастья, как на снимке, когда все улыбаются и радуются победе, встрече, завтрашнему дню, даже не зная, какой он будет на самом деле.

Постановки очень разные по стилю, композиции, временным рамкам и эмоциональной подаче, но главное, что их объединяет, – музыка Валерия Гаврилина, в которой находит отражение судьба русского народа.

«Скоморохи» и «Дом у дороги» прочно войдут в репертуар ансамбля песни и танца «Русский Север», в ближайших планах – представить их на гастролях в Вологодской области, уже идут переговоры о показах в Санкт-Петербурге и Москве.

Ирина Сорокина

Теги: Гаврилинский фестиваль, Русский Север

Новости по теме