Первые кинопоказы программы «101 год студии Бабельсберг» прошли в Вологде 21 и 22 ноября 2014 года. В центре культуры «Красный угол» зрители увидели легендарную «Суфражистку» Урбана Гада и один из новейших немецких фильмов «Берлин, Боксхагенер платц» Матти Гешоннека.

Программа организована Гёте-институтом в Санкт-Петербурге и носит просветительский характер. Рассказывает Яна Соболева, координатор культурных программ Гёте-института: «Этот проект начинался в Петербурге в 2005 году. Тогда он назывался «FILMFORUM», сейчас – «FILMFORUM ТУР». Проект включает тематические показы в разных городах, которые представляют немецкий кинематограф. Это классика и современное кино, документальные фильмы и специальные подборки. Обязательным элементом стали обсуждения и небольшие лекции».

Открыла программу «Суфражистка» Урбана Гада. Немая лента 1913 года долгое время считалась утраченной: фильм существовал лишь в виде разрозненных фрагментов. В 2012 году картина была отреставрирована мастерами мюнхенского Музея истории кино, и теперь этот кинематографический раритет доступен широкой публике. В основе сценария – скандальная история британской суфражистки Эммелин Панкхёрст и ее дочери Кристабель, которые вместе боролись за права женщин.

Фильм представил директор по развитию фестиваля VOICES Максим Горбов: «Суфражистка – это одно из самых серьезных достижений студии Бабельсберг, когда она только начала свою работу, в 1911 году. Фильм сделали по большей части датчане – режиссер Урбан Гад и его жена, главная актриса Аста Нильсен. «Суфражистку» нельзя отнести к какому-то конкретному жанру, я бы определил ее как трагикомедию». Показ фильма сопровождался живой музыкой: вологодская экспериментальная группа INTROSVET придала новое, необычное звучание шедевру прошлого столетия.

«22 ноября публике был представлен «Берлин, Боксхагенер платц» – семейная драма, посвященная осмыслению политических и социальных событий конца 1940-1960 гг. Перед показом вологодский журналист Иван Беляев кратко охарактеризовал ленту: «“Боксхагенер платц” связан с политической реальностью ГДР. Действие фильма происходит в 1968 году. Этот год ассоциируется со студенческими волнениями в Европе, прежде всего во Франции, «Пражской весной», покушением на одного из лидеров левого движения Западной Германии Руди Дучке… Это тот момент, когда прогрессивная немецкая молодежь и интеллигенция вдруг обнаружила, что в немецком истеблишменте очень много людей с нацистским прошлым. И эта тема сосуществования с бывшими нацистами, их влияния в обществе стала для Германии того времени очень яркой, драматичной. И она отражена в фильме».

Действие картины происходит в Восточной Германии. Долгое время считалось, что бывшие нацисты, успешно устроившиеся в обществе, – это прерогатива Западной Германии. На самом деле это не так. В ГДР после войны было примерно 1,5 миллиона бывших членов национал-социалистической партии, из них 170 тысяч были членами правящей партии. «В это время многие люди, конечно же, стали проводить параллели между Третьим рейхом и коммунистическим режимом ГДР в силу их насильственного, диктаторского характера. Подобные настроения отражены в “Боксхагенер платц”», – подвел итог Иван Беляев.

Показы программы «101 год студии Бабельсберг» продолжатся в клубе «Харди Гарди» 29 ноября фильмами «Фауст» (1926) и «Конгресс танцует» (1931).

Юлия Шутова

 


Перейти к другим новостям культурной жизни Вологодской области

Афиша Вологды, Череповца, районов области