166-й сезон в Вологодском ордена «Знак Почета» государственном драматическом театре 1 ноября 2014 года продолжился премьерой комедии «Горе от ума». Грибоедовский текст знаком каждому со школьной скамьи, и это вызывает особый интерес к театральной постановке по этой пьесе. Зритель идет в театр, чтобы мысленно согласиться или поспорить с режиссером по поводу трактовки знакомых образов. В канун премьеры художественный руководитель театра Зураб Нанобашвили поделился своими мыслями об этой постановке, а теперь у нас есть возможность поразмышлять об увиденном.

В спектакле сделан акцент на личных взаимоотношениях, на любовной драме главного героя. Общественный пафос комедии приглушен, в центре внимания режиссера-постановщика – свободная личность и ее способность противостоять массе. Но Чацкий (Дмитрий Бычков) выглядит не обличителем несправедливости и лицемерия, царящих вокруг, а прежде всего влюбленным, для которого весь мир сосредоточен в объекте его любви. Обо всех остальных, кто встречается ему в доме Фамусова (заслуженный артист России Олег Емельянов), он уже давно составил окончательное мнение. Когда же они снова напоминают ему о себе, это вызывает у него нескрываемую досаду, хотя его критика нравов московского света выглядит лишь как демонстрация юношеского максимализма и ни в коей мере не колеблет их. А среда, в которую он окунулся, не прощает такого отношения к себе – и в итоге Чацкий покидает Москву, а победителем или побежденным – не ясно…

В начале спектакля Чацкий импульсивен и радостен. Он приехал к Софье (Виктория Смирнова), ожидая увидеть в ней такую же радость. И он видит ее – в те моменты, когда она невольно сбрасывает с себя маску холодности и отчужденности. Она всё еще видит в нем друга детства, с которым у нее много общих воспоминаний. Кажется, что она всё-таки влюблена в него, но скрывает это, возможно, даже от самой себя. Иначе почему такая обида звучит в ее словах в разговоре с Лизой (Полина Бычкова): «Ах, если любит кто кого, / Зачем ума искать и ездить так далёко?..» Чацкий видит перемены в ней, но не хочет верить, что она изменила отношение к нему. И невольно еще больше настраивает ее против себя своими резкими высказываниями. Но ревность и уязвленное самолюбие не дают ему увидеть в Софье по-настоящему родственную душу: ведь выбирая мужчину не по чинам и деньгам, а по душевным качествам, пусть и вымышленным, она тоже идет наперекор общепринятым правилам. Молчалин же (Игорь Ломанович), воплощение двуличия, напротив, полностью убежден в необходимости «зависеть от других».

Возможно, одна из проблем, вынесенных в постановке на первый план, – это проблема засилья «общественного мнения». Почему так трудно ему не подчиниться, мы видим на примере Чацкого: неподчинившийся становится изгоем, а такая судьба не каждому по плечу. Об этом говорит ряд эпизодов спектакля. Например, в сцене признания Чацкого сумасшедшим, когда все взахлеб перечисляют только что выдуманные признаки его безумия, в стороне от «общества» остаются только Горич (Валентин Иванов) и Софья. Кажется, в этот момент она осознает, что отдала Чацкого на растерзание, и жалеет об этом. Но когда толпа расходится, эти двое исчезают вместе с ней, так и не решившись выступить против.

Или другой пример – появление Репетилова (Виталий Полозов). Шутовское поведение веселого гуляки составляет разительный контраст с мрачной фигурой Чацкого. На какой-то момент Репетилов даже оттягивает на себя всё внимание зрителя – выведенный на авансцену второстепенный персонаж при всей своей смехотворности оказывается сопоставим по выразительности с главным героем. И вероятно, столь крупный план его фигуры необходим, чтобы сделать значительнее адресованный ему вопрос: «Да можно ль против всех?!», на который так или иначе должны ответить и отвечают все герои спектакля.

Светское общество показано несколькими яркими штрихами, каждый из героев представляет его характерную черту: Скалозуб (Николай Акулов) – солдафонство и стремление выслужиться, Хлёстова (заслуженная артистка России Светлана Трубина) – надменность и властность, жена Горича (Анастасия Задорина) – жеманную слащавость, князь Тугоуховский (заслуженный артист России Аркадий Печкин) – внушительную внешность, скрывающую пустоту, княгиня (Нина Скрябкова) – пиетет перед чинами и богатством, графиня-внучка – чванство и высокомерие, графиня-бабушка (Светлана Романова), Г.N. (Оксана Киселёва), Г.D. (заслуженная артистка России Наталья Воробьева) – готовность поддержать любую сплетню. Каждый из них смешон и вроде бы ничтожен, но вместе они – страшная сила.

Фамусов в исполнении Олега Емельянова – властный человек, уверенный в своем праве «казнить и миловать». Он двуличен и лицемерен, но, как ни странно, в каждой ситуации выглядит естественным. В финальной сцене, когда Фамусов «застает» Софью и Чацкого якобы на свидании, его характер раскрывается во всей полноте. Вспышка его гнева ошеломляет; в расправе над слугами он предстает до отвращения жестоким деспотом, а буквально через пару минут – любящим отцом, искренне обеспокоенным судьбой дочери. Обессилено опустившись на диван и обнимая Софью, припавшую к его ногам, он почти утешает ее – и нам кажется, что все его угрозы были произнесены сгоряча. Но вдруг все сводится на нет: «Ах! Боже мой! Что станет говорить княгиня Марья Алексевна!..» И, увы, мы чувствуем, что не тревога о дочери, а именно этот страх – как бы кто чего не сказал – возьмет в нем верх над всеми остальными чувствами.

Сценография спектакля воссоздает атмосферу богатого столичного дворянского дома начала XIX века, но главным акцентом в оформлении сцены является огромный маятник. Этот образ дает широкий простор для самых разных зрительских интерпретаций, и один из возможных смыслов – намек на вневременность поднятых в пьесе проблем.

В особых отношениях со временем и сам Вологодский драматический театр, в день премьеры принимавший поздравления со 165-летием со дня основания. Один из старейших театров России и старейшее учреждение культуры Вологодской области, он ведет свою историю с 1849 года, когда театр на Гостинодворской улице, построенный козельским мещанином Борисом Соловьевым, открыл двери для зрителей. За прошедшие более чем полтора столетия на его сцене поставлена почти вся классика русской и зарубежной драматургии. Театр активно гастролирует и успешно выступает на фестивалях, является инициатором проведения Международного театрального фестиваля «Голоса истории» и его неоднократным победителем. Уникальные актерские работы и режиссерские работы, созданные на сцене театра, стали заметным явлением духовной жизни области. Творческий коллектив театра достойно представляет культуру региона в России и за рубежом.

Поздравления в адрес Вологодского драматического театра направили Министр культуры России Владимир Мединский, Губернатор области Олег Кувшинников, председатель Союза театральных деятелей России народный артист России Александр Калягин, коллективы театров со всей страны. Торжественную церемонию открыли первый заместитель Губернатора области Алексей Шерлыгин и начальник Департамента культуры, туризма и охраны объектов культурного наследия области Владимир Осиповский. Поздравить театр с открытием юбилейного сезона пришли заместитель председателя Законодательного Собрания области Андрей Сивков, депутат Государственной Думы Вячеслав Позгалёв, советник Главы города Вологды Иван Поздняков, председатель Вологодского отделения Союза театральных деятелей России, художественный руководитель Театра для детей и молодежи народный артист России Борис Гранатов, директор Вологодской областной государственной филармонии им. В. Гаврилина Валерий Гончаров, режиссер Вологодского областного театра кукол «Теремок» Александр Волотовский.

За большой вклад в развитие культуры и искусства региона коллектив театра был награжден Почетной грамотой Губернатора области и дипломом Законодательного Собрания области. Работники театра также были удостоены почетных наград: Благодарности Министра культуры России, Благодарности Губернатора области, Почетной грамоты Департамента культуры, туризма и охраны объектов культурного наследия области. Владимир Осиповский вручил Зурабу Нанобашвили сертификат на приобретение специального оборудования для театра на сумму 2 млн 150 тыс. рублей.

Юбилейные торжества завершились, но сезон только начинается, и премьера, которой он открылся, говорит о том, что сегодня Вологодский драматический театр достоин и своей богатой истории, и преданного зрителя.