Доклад о реставрации выявленной живописи Свято-Троицкого Павло-Обнорского монастыря представили на международной конференции в Санкт-Петербурге

Главный инженер АУК ВО «Вологдареставрация», художник-реставратор Ольга Соколова приняла участие в международной научно-практической конференции «Сохранение культурного наследия. Исследование и реставрация». Ольга Александровна познакомила участников с докладом «Живопись Павло-Обнорского монастыря Вологодской области. Исследование и реставрация».

Свое выступление реставратор посвятила 600-летней истории монастыря и реставрации выявленной в храмах монастыря живописи.

Один из самых древних (а в прошлом и один из самых больших) монастырей Русского Севера основан в 1414 году на берегу реки Нурмы учеником Сергия Радонежского Павлом Обнорским. О значимости обители говорят и такие данные – в 1489 году Великий князь Иван III наделяет монастырь лесом, деревнями и освобождает от податей. К концу XVII века в обители проживало 59 насельников.

Спустя пять столетий, в 1924 году, по решению Грязовецкого уездного исполкома РКП(б) монастырь был закрыт. В 1920-30-е годы были разрушены Троицкий собор с прилегающими храмовыми постройками, колокольня и ограда. В советское время на территории монастыря размещались опытная педагогическая станция, школа, детский дом, санаторий, областная санаторно-лесная школа, магазин и школа-интернат спецвоспитания.

В 1994 году монастырь был возвращён церкви. Сегодня в архитектурном комплексе Павло-Обнорского монастыря открыт действующий мужской монастырь. Сохранившийся комплекс является объектом культурного наследия регионального значения.

Большой интерес к комплексу возник в 2004 году, когда при смывании побелки со стен трапезной Успенской церкви были обнаружены настенные росписи, а чуть позже в разрушенном храме Воскресения Христова – иконы.

Выявленные настенные росписи на столбах и потолке в трапезной представляют собой профессионально исполненную живопись маслом, удовлетворительной сохранности. В ходе реставрационных работ открылись сюжеты композиции 19 века. В архивных документах 1868 года имеется запись, подтверждающая датировку: «28 февраля. Выдано иконописному мастеру Тверскому мещанину Петру Ивановичу Дешевому за написание в Успенском храме и потолке и колоннах живописных клейм и икон в храм Иоанна Предтечи 150 рублей». Фрагментарные поновления на композициях можно отнести к началу ХХ века, возможно, они были выполнены учениками созданной при монастыре школы иконописи.

Сегодня даже в музеях предметы из этого монастыря практически не представлены. Хотя известно, что некогда в иконостасах собора присутствовала живопись великого мастера Дионисия. Четыре иконы в своё время были вывезены и сейчас находятся в собраниях Третьяковской галереи, Русского музея, Вологодского музея-заповедника.

В настоящее время специалисты продолжают реставрацию икон, найденных в 2005 году в полуразрушенной церкви скита. Стилистические особенности живописи позволяют говорить о том, что выполнена она в 19 – начале 20 века. Вероятнее всего, это иконы из двух иконостасов. Несмотря на то что иконы значительно распилены, исследователи надеются, что еще несколько все же удастся восстановить и появится возможность прикоснуться к этим святыням.

Главный инженер АУК ВО «Вологдареставрация» Ольга Соколова

 


Перейти к другим новостям культурной жизни Вологодской области

Афиша Вологды, Череповца, районов области