Цветы России на ваших плечах

27 марта 2014 года открылась выставка «Павловопосадские платки» в художественном отделе Вологодского государственного музея-заповедника. Экспозиция знакомит с искусством набивных платков второй половины ХХ – начала ХХI века подмосковного города Павловский Посад.

Выставку смело можно назвать настоящим праздником цветов и цвета: на платках и шалях расцветают роскошные букеты красных, бордовых, розовых роз и георгинов, скромные голубые незабудки и синие полевые колокольчики сплетаются в затейливые гирлянды, поражают своей тонкостью восточные узоры. Традиционный павлопосадский платок способен преобразить даже самый скромный наряд. Многие дамы, присутствовавшие на открытии, с гордостью демонстрировали свои павлопосадские «сокровища».

Кроме шалей и платков различных размеров на выставке представлены костюмы и платья, сшитые или декорированные павлопосадскими платками. Большинство экспонатов из личных коллекций. Экспозиция удачно дополнена другими произведениями русских народных промыслов – жостовскими подносами, хохломскими игрушками и посудой, полхов-майданскими матрешками, филимоновской игрушкой, палехскими шкатулками.

Тему выставки поддержал музыкальный дуэт заслуженной артистки России пианистки Елены Распутько и певицы Янины Труканавичюте, в исполнении которого прозвучали известные песни «Подари мне платок» и «Синий платочек». Елена Николаевна сыграла пьесу «Апрель. Подснежник» из цикла «Времена года» П. И. Чайковского.

История платочного предприятия в старинном городе Павловском Посаде насчитывает больше двух столетий. Но знаменитые на весь мир павловопосадские платки и шали здесь стали выпускать не сразу. Их производство было налажено купцами Яковом Лабзиным и Василием Грязновым в начале 60-х годов XIX века – спустя полвека с момента основания фабрики. Сегодня платки и шали занимают особое место среди известных всему миру изделий, составляющих гордость и славу России. Ежегодно «Павловопосадская платочная мануфактура» выпускает около 400 видов шалей, платков, шарфов, кашне, палантинов, скатертей из натуральных волокон: шерсти, хлопка, шелка. Предприятию придан статус народного художественного промысла России.

За более чем вековую историю на платочной мануфактуре сложилась единственная в своем роде павловопосадская школа платочного рисунка. Работа над каждым новым изделием начинается с рисунка (крока), выполненного на ватмане гуашью. При этом изображается только та часть рисунка, которая в платке повторяется: четверть, половина, реже платок рисуется полностью. Над рисунком художник работает в течение двух месяцев. Все подготовленные кроки рассматриваются и утверждаются Художественным советом, на который приглашаются заслуженные художники предприятия, представители Министерства культуры РФ и Художественно-экспертного Совета Московской области по народным художественным промыслам.

Как только рисунок утвержден, к работе над ним подключаются колористы. Их задача – подобрать рецепты печатных красок, добиваясь как можно более точного воспроизведения с помощью текстильных красителей авторского рисунка, выполненного гуашью.

Каждый рисунок печатается в нескольких цветовых вариантах – колоритах. В зависимости от сложности рисунка применяются различные способы нанесения его на ткань. В XIX веке процесс производства был очень кропотливым и трудоемким. Рисунок на платочную ткань наносили деревянными резными формами, используя для этого доски двух типов: «манеры» и «цветки». С помощью «цветков» на ткань наносили краски, причем каждый цвет требовал отдельной доски. Контур рисунка набивали «манерами».

В современном производстве печать осуществляется на печатных столах с автоматическими печатными каретками и многокрасочных печатных машинах. Автоматизированы и процессы изготовления печатных шаблонов и красок. Но все же самые ответственные операции и по сей день выполняются вручную.

Мария Гуляева

 


Перейти к другим новостям культурной жизни Вологодской области

Афиша Вологды и Череповца

 




































return_links(); ?>