12+

Рецензия на спектакль «150 причин не защищать Родину»

«150 причин не защищать Родину»

История падения Константинополя вряд ли широко известна публике. Поэтому с познавательной точки зрения этот спектакль, несомненно, интересен. Интересны характеры, интересна и понятна форма спектакля.

…На пустую сцену выходят пять современно одетых актрис. Они выносят гипсовые бюсты, напоминающие изображения античных героев. Долгая пауза… Затем каждая из небольшой плошки зачерпывает по горсти фасоли и начинает их перекатывать в руках. Постепенно к шуршанию фасоли прибавляется позвякивание небольших железных пластинок… Это первый музыкальный номер спектакля. Первый и самый продолжительный на протяжении спектакля… Конечно, недоумение зрителей растёт, но с последним аккордом одна из актрис бёрет лежащий на полу лист и предлагает одному из зрителей прочесть цитату из исторической хроники. Затем второму, третьему… По-разному читают зрители, но одинаково бесстрастно воспринимают их чтение актрисы. После «громкой читки» одна из актрис произносит фразу: «Когда нет мужчин, женщинам остаётся рассказывать». Вот почему о кровавых событиях 15 века от имени мужчин рассказывают актрисы: геройски или позорно мужчины погибли в этой битве. Весь текст взят из исторических хроник, тем самым соблюден главный принцип DOC-театра: только документ может свидетельствовать об истинном положении вещей. Но древние документы зафиксировали не только ход событий, но и дискуссии времени битвы за Константинополь. Вот это самое интересное: надежды защитников, их разочарования, причины поступков героев, жестокость нравов того времени.

И вновь о музыке. Только один музыкальный эпизод этого спектакля читается сразу: иллюстрация к штурму Константинополя. В руках актрис музыкальные треугольники: глухой стук мечей сначала переходит в тревожный набат колоколов.

Первыми из коллективов – участников фестиваля артисты и режиссёр спектакля «150 причин не защищать родину» встретились с журналистами. Многое из их рассказа стало ясно (почему 150 причин? – Есть такая поговорка; Почему столь яркие одеяния? – Яркость принципиальна, золотой – цвет герба Константинополя, голубой символизирует Венецию, красный – янычар и так далее). Журналисты узнали и историю появления этого спектакля, и что сейчас идёт в DOC-театре, какие намечаются планы сотрудничества с вологодским драматическим театром. Но это, увы, выходит за пределы жанра рецензии.

Алексей Сальников, театровед,
фото Ирины Сорокиной